ЖКХэксперт: экономика и право

В номере

Свежий номер

    Живой разговор

 интервью с представителями органов власти, организаций ЖКХ, профессиональным экспертом

№1/18: Первая часть интервью Генерального директора Научно-исследовательского центра муниципальной экономики Бориса Хмельникова «То, о чем наш Центр говорил более 10 лет, теперь прозвучало из уст министра…». Он, в частности, прокомментировал предложение Минстроя утвердить Федеральную методику определения платы за содержание жилья и подчеркнул, что такая методика была разработана нашей организацией и утверждена Госстроем еще в 2000 году №2/18: Статья эксперта журнала Михаила Пушкина о зарубежном опыте в части порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги, управления МКД и расходов на ремонты «Сфера ЖКХ: нужно ли нам придумывать то, что уже давно придумано и работает». №3/18: Вторая часть интервью Генерального директора Научно-исследовательского центра муниципальной экономики Бориса Хмельникова «Почему все так боятся нормативного или ресурсного метода?». Он ответил на этот вопрос, как и на ряд других, касающихся использования концессий в коммунальном хозяйстве. №4/18: Материал "Раздельный сбор твердых коммунальных отходов в городе Прага" содержит ответы нашего эксперта, заслуженного экономиста РФ Михаила Пушкина, на вопросы об организации обращения с отходами в столице Чешской республики, городе Праге. №5/18: В настоящее время для работодателей в сфере ЖКХ актуальной задачей является обеспечение достойной заработной платы работников. При этом многие из них до сих пор не понимают, что мощные защитные механизмы для этого заложены в отраслевом тарифном соглашении (ОТС). О разработке и реализации механизмов и документов, связанных с эффективной работой по исполнению федерального ОТС рассказал Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения А.Д. Кочегаров. №6/18: Тема социального партнёрства в ЖКХ находилась в центре обсуждения на VI Пленуме ЦК Профсоюза жизнеобеспечения, информационным партнером которого выступал наш журнал. В разделе опубликованы ответы Председателя Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения А.Д. Василевского на вопросы редакции журнала, в которых он рассказывает об основных проблемах социального партнерства в ЖКХ и объясняет, почему сегодня «социальное партнёрство в ЖКХ нуждается в повышении эффективности».

    Актуальные документы

 обзоры наиболее значимых документов, принятых на федеральном уровне и официальных разъяснений федеральных органов исполнительной власти

№1/18: Обзор 24 новых актуальных документов №2/18: Обзор 28 новых актуальных документов №3/18: Обзор 27 новых актуальных документов №4/18: Обзор 30 новых актуальных документов №5/18: Обзор 32 новых актуальных документов №6/18: Обзор 28 новых актуальных документов (с подробными аннотациями).

    Официальные разъяснения

 подборка отраслевых и наиболее значимых (особо актуальных) официальных разъяснений (писем, информационных сообщений, телеграмм и.т.д.) федеральных органов исполнительной власти (Минстроя России, ФАС России и его территориальных подразделений, ФНС России и его территориальных управлений, Минфина России, Минэкономразвития России, Минтруда России и других ФОИВ), Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ, Объединений работодателей и Профсоюза жизнеобеспечения, важных для практической деятельности целевой аудитории

№1/18: В этом номере можно ознакомиться с содержанием писем по вопросу определения количества поставленной ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии и применению антимонопольного законодательства при заключении концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения №2/18: Административная ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации, предусмотренная Федеральным законом от 28.12.2017 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», а также письма Минстроя и ФАС по вопросам расчета количества тепловой энергии, потребленной системой горячего водоснабжения, и осуществления антимонопольного контроля в отношении цен в сфере теплоснабжения. №3/18: Разъяснения Минстроя России по вопросу предоставления информации в органы государственного жилищного надзора и Минфина России по вопросам учета управляющими организациями сумм платежей собственников жилья за коммунальные услуги, оказанные сторонними организациями, в целях налога при УСН, и учета в целях налога на прибыль средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на финансирование проведения ремонта (капитального ремонта) общего имущества домов. №4/18: Разъяснения Минтруда России о независимой оценке квалификации, Минфина России об уплате страховых взносов с вознаграждений председателю совета многоквартирного дома, Минстроя России об определении видов ремонта. №5/18: Письма Минфина России, в которых рассмотрены вопросы о цене контракта, заключаемого на предоставление услуг по энергоснабжению, теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и услуг связи; о заполнении счета-фактуры при реализации электроэнергии по государственным регулируемым ценам; о документальном подтверждении расходов в целях налога на прибыль; о НДС при совершении концессионером, применяющим УСН, операций в рамках концессионного соглашения, заключенного в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения: о ставке земельного налога в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. №6/18: Письма Минстроя и Минфина России, в которых Минстроем разъяснены вопросы, возникающие в связи с принятием закона о прямых договорах: как разграничена ответственность управляющей и ресурсоснабжающей организациями (РСО) при предоставлении собственникам помещений в МКД некачественных коммунальных услуг, о невозможности заключения договора предоставления коммунальной услуги между собственниками помещений в МКД и РСО в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и ГВС, а Минфином разъяснен вопрос учета платежей собственников за коммунальные услуги.

    Комментарии и прогнозы

 профессиональный комментарий наиболее важных документов, принятых или готовящихся к принятию на федеральном уровне, ключевой отраслевой проблемы и предлагаемых механизмов решения этой проблемы. Публикация интересных докладов и выступлений заседаний федеральных органов власти по проблемам ЖКХ, Правительства РФ, Госдумы, Совета Федерации, материалов отраслевых конференций и семинаров

№1/18: Рассмотрена проблема, касающаяся каждого работника отрасли, а именно оплата труда, поэтому размещена редакционная статья «Применение отраслевого тарифного соглашения при формировании фонда заработной платы в жилищно-коммунальной сфере: лед тронулся». В ней рассматриваются «защитные» механизмы ОТС при формировании расходов по оплате труда в организациях отрасли. Указанный комментарий подкрепляет «отраслевая статистика» динамики изменения заработной платы работников ЖКХ, начиная с 1940 года. №2/18: Обзор новаций, предусмотренных принятым на исходе 2017 года пакетом федеральных законов, которые изменили «правила игры» для управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в статье «Изменений в законодательстве все больше, работать — все труднее». №3/18: Рассмотрена ситуация с отрицательным отзывом Государственно-правового управления Президента РФ на законопроект о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. №4/18: Статья Дмитрия Гордеева, ведущего юрисконсульта направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» — «Что влияет на экономику организаций ЖКХ», которая открывает серию публикаций мнений ведущих отраслевых экспертов об изменениях в законодательстве и о том, что нужно сделать, чтобы построить успешный бизнес в ЖКХ №5/18: В статье «Оправдает ли закон о прямых договорах возлагаемые на него надежды?», являющейся комментарием к так называемому закону о прямых договорах, рассмотрены новации принятого закона и его последствия для участников правоотношений в сфере ЖКХ: управляющих и ресурсоснабжающих организаций, собственников жилых помещений в МКД. №6/18: Статья «Прямые договоры: кому станет жить хорошо?», в которой приведено экспертное мнение руководителя Департамента консалтинга П.Д. Михайлова по закону о прямых договорах. В статье проанализированы основные элементы новой конструкции договорных отношений, возникшей в результате принятия этого закона, рассмотрены «плюсы» и «минусы» перехода к прямой форме взаимодействия для всех участников процесса предоставления и потребления коммунальных услуг.

    Региональный и муниципальной опыт

 подборка интересных и полезных для целевой аудитории нормативных правовых документов по тематике издания, принятых на региональном уровне и муниципальных правовых актов, имеющих отношение к сфере деятельности жилищно-коммунального хозяйства с комментарием редакции

№1/18: Обзор 25 региональных и муниципальных документов по следующим направлениям: управление МКД, коммунальная инфраструктура, обращение с ТКО, городская среда, нормативы потребления КУ, финансы, налоги и оплата труда №2/18: Обзор 16 региональных и муниципальных документов, направленных на решение актуальных для сферы ЖКХ проблем, в том числе: Постановление Исполкома муниципального образования г. Казани от 19.12.2017 № 5298 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2018 год.
Постановление Кабинета Министров ЧР от 27.12.2017 № 542 «Об утверждении Порядка отбора потенциальных проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры для их подготовки с целью использования Чувашской Республикой средств финансовой поддержки на подготовку проектов модернизации».
№3/18: Обзор 19 региональных и муниципальных документов, направленных на решение актуальных для сферы ЖКХ проблем, в том числе: решение Тульской городской Думы от 31.01.2018 № 47/1156 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула». №4/18: Обзор 18 региональных и муниципальных документов, направленных на решение актуальных для сферы ЖКХ проблем. В их число входят Постановление Администрации городского округа г. Уфа РБ от 25.01.2018 № 110 «О реализации на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан проектов по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, основанных на местных инициативах» и Постановление РЭК Свердловской области от 14.02.2018 № 17-ПК «Об установлении максимального размера платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области». №5/18: Обзор 18 региональных и муниципальных документов, направленных на решение актуальных для сферы ЖКХ проблем. В их число входят приказ Министерства ЖКХ Ставропольского края от 02.03.2018 № 56 «Об утверждении Порядка установления фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» и постановление Правительства Республики Коми от 30.03.2018 № 171 «Об утверждении Порядка отбора потенциальных проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры для их подготовки в целях использования Республикой Коми финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2018 год». №6/18: Обзор 20 региональных и муниципальных документов, направленных на решение актуальных для сферы ЖКХ проблем. Из них можно узнать: об установлении порядка уборки и содержания территорий городского округа, включая внутренние производственные территории, а также объектов капитального строительства и временных построек для всех юридических и физических лиц на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области; об изменениях в Положении и Условиях предоставления муниципальных грантов в области благоустройства дворовых территорий, внесенных администрацией города Хабаровска; об изменении Положения об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Новосибирска.

    Судебная практика

 обзоры отраслевой судебной практики по жилищному, гражданскому, земельному, налоговому,бюджетному и трудовому законодательству, актуальные отраслевые судебные решения ВС РФ, КС РФ, Арбитражных судов федеральных округов

№1/18: Суд решил, что объекты электро- и теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям без проведения конкурсных процедур, а также Верховный суд РФ определился с порядком применения в отношениях между РСО и ИКУ норматива потребления тепловой энергии №2/18: Постановление, в котором Конституционный суд ответил на вопрос, может ли отличаться размер платежей за содержание общего имущества дома для собственников жилых и нежилых помещений. №3/18: Решение по делу, в котором Верховный Суд РФ принял сторону управляющей организации по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения бытовых отходов №4/18: Определения Верховного Суда РФ, в которых он объяснил, как считать стоимость горячей воды в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также согласился с возможностью использования норм и нормативов потребности в ресурсах, не утвержденных уполномоченными органами, для расчета платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме №5/18: Определения Верховного Суда РФ, в которых он объяснил, что добровольно заключенное ТСЖ соглашение, предусматривающее его обязанность по компенсации РСО тепловых потерь в наружных бесхозяйных сетях за пределами МКД, соответствует требованиям закона, а платежи населения за коммунальные услуги являются доходом управляющей организации. №6/18: Статья Е.Л.Шерешовец «Распределение обязанностей и расходов по установке общедомовых приборов учета в МКД на основе практики применения судами закона об энергосбережении». В статье рассмотрена позиция судов по спорам между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями о необходимости волеизъявления собственников многоквартирных домов на установку приборов учета.

    Антимонопольная практика

 обзоры антимонопольной практики, актуальные для целевой аудитории издания (по тематике, например, договорные отношения, качество ресурсов и услуг, коммерческий учет ресурсов, тарифное регулирование, размещение (предоставление) информации, закупочная деятельность)

№1/18: МУП «Пудожское ЖЭУ» заплатит двойной штраф за уклонение от исполнения административного наказания, а Администрации рабочего поселка Новобурейский неправомерно заключила договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией. №2/18: Обзор 12 нарушений антимонопольного законодательства, за которые, в том числе АО «Теплоэнергосервис» необходимо оплатить наложенный антимонопольным органом административный штраф в размере 908 333,99 рублей, а МУП «Водоканал города Новороссийска» оштрафовано на сумму 100,0 тысяч рублей. №3/18: Обзор 15 нарушений антимонопольного законодательства, за которые, в том числе МУП «Водоканал» Екатеринбурга оштрафовано на 74 232 674,17 рублей, а ООО Управляющая компания «Мой дом» - на 100 000 рублей. №4/18: Обзор 16 нарушений антимонопольного законодательства, в том числе случая, когда должностное лицо муниципального предприятия было оштрафовано на 150 тысяч рублей за нарушение сроков оплаты контрактов. №5/18: Обзор 19 нарушений антимонопольного законодательства, в том числе случая, когда невыполнение предупреждения УФАС обернулось для «Новгородоблэлектро» штрафом в размере 18 686 403 руб. №6/18: Обзор 28 нарушений антимонопольного законодательства, в том числе случая, когда злоупотребление доминирующим положением муниципальным предприятием, выразившимся в навязывании контрагенту дополнительных условий к заключенным договорам, не предусмотренным законами и нормативными актами, обернулось для него штрафом почти в 16 млн. рублей.

    Консультации специалистов

 квалифицированные профессиональных экспертов на отраслевые вопросы по тематике журнала, возникающие в практической деятельности отраслевых организаций и целевой аудитории издания (включая вопросы подписчиков издания, участников семинаров Центра, посетителей сайта и базы знаний «ЖКХэксперт»)

№1/18: Несколько отраслевых экспертных мнений, среди которых в том числе ответ ведущего юрисконсульта направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрия Гордеева, данный на вопрос о возможности предъявления ОМС оказанных услуг по содержанию жилья, не указанных в конкурсной документации №2/18: Ответы на ряд актуальных вопросов, в том числе в сфере обращения с ТКО: «Предусмотрена ли ответственность за нарушение правил размещения контейнеров для складирования бытового мусора возле жилых домов? Кто несет эту ответственность? Кто отвечает за содержание контейнерных площадок и какая ответственность предусмотрена за нарушение правил содержания контейнеров»? №3/18: Ответы на ряд актуальных вопросов, в том числе «Должна ли управляющая организация при управлении многоквартирными домами соблюдать требования пожарной безопасности? Подлежат ли налогообложению налогом на добавленную стоимость коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональным оператором управляющим организациям»? №4/18: Ответы на ряд актуальных вопросов, в том числе «Обязана ли управляющая организация в случае отсутствия Инструкции по эксплуатации многоквартирным домом восстанавливать ее за свой счет и передавать другой управляющей организации в случае прекращения договора управления»? №5/18: Ответы на ряд актуальных вопросов, в том числе «Каков порядок применения профессиональных стандартов предприятиями, находящимися в муниципальной собственности»? №6/18: Ответы на ряд актуальных вопросов, в том числе «Как определять налоговую базу по НДС при реализации коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов?»

    Оплата и нормирование труда в ЖКХ

 подробные комментарии и консультации по проблемам, возникающим в практической деятельности специалистов организаций ЖКХ по нормированию (при тарифном регулировании и формировании плат, труда, материальных и финансовых ресурсов, техническое и сметное в строительстве и капитальном ремонте), заработной плате (модели, стимулирующие и компенсационные доплаты и надбавки, статистике по зарплате – подробно где и сколько), переходу на профессиональные стандарты, независимой оценке квалификаций, трудовому законодательству (гарантии и компенсации, локальные нормативные акты, социальное партнерство (отраслевые тарифные соглашения, коллективные и трудовые договоры)

№1/18: В связи с тем, что с 1 января 2018 года Роструд при проведении плановых проверок соблюдения трудового законодательства будет обязан учитывать качество исполнения организациями трудового законодательства, приведен перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией по степени риска причинения вреда. №2/18: Ответ на вопрос о переходе регулируемой организации на оплату труда с применением положений действующего Отраслевого тарифного соглашения. №3/18: Мысли бывалого нормировщика о роли и месте нормирования труда в экономике современного ЖКХ, а также ответ на вопрос «Как определить тарифные ставки рабочих организаций коммунального теплоснабжения и управляющих организаций согласно Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ на 2017-2019 годы»? №4/18: Действующим отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ предложено применять приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР № 505 от 05.12.1986 г. для построения системы оплаты труда на жизнеобеспечивающих предприятиях отрасли. Ответ на вопрос, каким образом можно применить этот приказ, опубликован в разделе №5/18: Ответ на вопрос, каким образом можно применить советские документы для оплаты труда руководителей и специалистов предприятия по водоснабжению? №6/18: Статья «Отраслевое тарифное соглашение обновляется «на марше»», посвященная корректировкам действующего ОТС. Из нее можно узнать о новых особенностях применения регулирующим органом положений ОТС в части социальных гарантий в отношении регулируемой организации

    Практика экономиста и бухгалтера ЖКХ

 подробные комментарии и консультации по проблемам, возникающим в практической деятельности экономистов и финансовых специалистов организаций ЖКХ по финансам и учету, финансовому планированию, экономическому обоснованию тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги, управлению задолженностью, оценки кредитоспособности, бюджетного финансирования, ведения управленческого, финансового (бухгалтерского) и налогового учета, налогового планирования и оптимизации налогообложения

№1/18: Обзор изменений в налоговом законодательстве в 2018 году, касающихся управляющих и ресурсоснабжающих организаций. №2/18: О налогообложении полученных безвозмездно из бюджетов средств. №3/18: Статья, которая поможет управляющим организациям разобраться с новациями по учету и налогообложению платы за коммунальные услуги. №6/18: Новая редакция классификации основных средств в части, касающейся ЖКХ. Там же вы узнаете, как вывести за баланс и оформить дебиторскую задолженность населения за коммунальные услуги.

    Отраслевая статистика

 официальные данные Росстата, Минстроя, ФНС и других ФОИВ, результаты социологических исследований по тематике издания

№1/18: Динамики изменения заработной платы работников ЖКХ, начиная с 1940 года.

    В портфель законодателю

  («Сделаем вместе») - сведения о находящихся на различных стадиях разработки и согласования документах, затрагивающих интересы ЖКХ (в том числе законопроектах, внесенных Правительством РФ и депутатами Госдумы РФ). В этой рубрике публикуются предложения подписчиков журнала, Центра, представителей уважаемых Центром экспертных организаций. Основной «посыл» данной рубрики - «Присоединяйтесь! Изменим несовершенное законодательство в ЖКХ!»

№1/18: Методические подходы по разработке Методических рекомендаций по определению размера платы за содержание жилого помещения в целях проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, разработанные Научно-исследовательским Центром муниципальной экономики и предложения в Минстрой России, на regulation.gov.ru и в Комитет по предпринимательству в жилищной и коммунальной сфере ТПП РФ по корректировке «Методических указаний по определению размера платы за жилое помещение для собственников помещений, которые не приняли на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения или не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом
Закрытие окна