loading...
Журналы ЖКХ
Работы и услуги
Программа "МКД-расчет"

Новости сервиса:

03.05.2020 Добавлены новые работы:
3.1.12.10. Обработка дезинфицирующим средством гипохлорит натрия методом орошения распылителем.
3.1.12.11. Обработка дезинфицирующим средством методом орошения распылителем.
Следующая новость >>
Литература ЖКХ
Акция до 31.07.2020
Акция до 16.07.2020
Комплект ТЕПЛОСЕТЬ-ТАРИФ
Комплект "ТЕПЛОСЕТЬ-ТАРИФ"
Цена: 19448 р.
По акции: 16530 р.
Акция до 31.07.2020
ЦОК ЖКХ
ЦОК ЖКХ
Программные продукты

Новости ЖКХ

28-05-2020

Бесплатное ЖКХ бывает только в мышеловке

Источник информации: Центр муниципальной экономики и права

Склянчук Павел.ЖКХэксперт № 6 - мин 

В 4-5 юбилейном номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» была опубликована статья «Бесплатный сыр - только в мышеловке», в которой собраны мнения ведущих отраслевых экспертов против законопроекта о запрете взимания комиссии. Совет Госдумы на заседании во вторник принял решение отложить рассмотрение во втором чтении законопроекта о запрете на взимание банковских комиссий с обязательных коммунальных платежей

Тему «бесплатного ЖКХ» в 6 номере в рубрике «Живой разговор» журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» продолжает Павел Склянчук, политолог, эксперт тематической площадки «Жилье и городская среда» Общероссийского народного фронта в интервью главному редактору Веронике Межецкой о популистских инициативах и развитии системы адресных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг как меры социальной помощи населению для преодоления последствий пандемии.

С момента начала пандемии коронавируса появилось немало инициатив и предложений известных политиков, касающихся сферы ЖКХ. Часть из них уже в виде законопроектов внесена в Государственную Думу. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

С момента начала пандемии коронавируса в информационном пространстве периодически всплывают инициативы, связанные со снижением финансовой нагрузки по оплате ЖКХ. Например, депутаты фракции ЛДПР в Государственной Думе Василий Власов и Иван Сухарев предложили сперва полностью освободить граждан от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а затем и от ежегодной индексации тарифов. Известный блогер-оппозиционер Алексей Навальный включил требование отмены платы за коммуналку в свою пятишаговую политическую программу.

Подобного рода предложения стали уже классическими примерами риторики политиков-популистов. Представители отрасли и профильные эксперты к ним уже давно привыкли, они их, конечно, коробят, но всерьез не обсуждаются. Социально ответственные СМИ предпочитают не подсвечивать такие высказывания. Да и обычные граждане в реалистичность подобного рода обещаний особо не верят.

Однако, ситуация стала выходить из-под контроля. Начавшаяся пандемия коронавируса в очередной раз доказала, что государство всегда рассматривало деятельность организаций жилищно-коммунальной сферы как некий резерв экономии для социальной помощи гражданам и поддержки бизнеса в условиях ухудшения социально-экономической ситуации.

Какие же шаги, касающиеся ЖКХ, были приняты, когда ситуация, как Вы говорите, стала «выходить из-под контроля»?

Одним из первых решений, принятых в период пандемии, Правительство РФ постановлением № 424 заморозило начисление неустоек и ограничение поставки коммунальных ресурсов, - лишив отраслевые организации самого действенного, но довольно спорного рычага влияния, - фактически разрешив какое-то время не платить за ЖКХ, что, естественно, привело к росту у них дебиторской задолженности. Не остались «в долгу» и губернаторы. В шести субъектах страны, взяв пример с Москвы, полностью заморозили взносы на капремонт.

Минстрой России в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, предложил управляющим организациям чаще дезинфицировать места общего пользования спирто- или хлорсодержащими средствами. Однако решения об источниках компенсации расходов на их приобретение, которые очень скоро превысили объем средств, уплачиваемых собственниками на содержание общедомового имущества, на уровне субъектов Российской Федерации принимаются крайне нехотя и в разнобой.

Какие предложения, касающиеся коммунальной сферы от известных политиков сейчас еще озвучиваются?

Сейчас, что называется, многие «вошли во вкус». Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил распространить запрет на начисление и взыскание неустоек (штрафов, пеней) по платежам пострадавших субъектов предпринимательской деятельности за коммунальные ресурсы (электроэнергия, газ, тепло, водоснабжение и вывоз отходов) до конца 2020 года.

Еще более категоричной в своем рвении защитить бизнес была Торгово-промышленная палата Российской Федерации, которая выступала с предложениями предоставить отсрочку на шесть месяцев по внесению оплаты электрической энергии и ввести мораторий на частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности), а также запретить повышение тарифов в 2020 году для субъектов предпринимательской деятельности независимо от размера и вида бизнеса, а также некоммерческих организаций.

Член комитета Совета Федерации по социальной политике Сергей Леонов предложил не индексировать тарифы на газ и электроэнергию. Комментируя письмо сенатора в Правительство РФ, глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный заявил, что с учетом спада производства в большинстве основных отраслей, финансовых возможностей потребителей и временного снижения спроса на электроэнергию в промышленном секторе повышать тарифы на электроэнергию и газ сейчас не следует, но и снижать тарифы на энергоресурсы сегодня нецелесообразно.

По всей видимости, проблема ежегодного роста тарифов еще не закрыта, окончательного решения не принято. Возможно, ФАС пойдет по новой формуле «инфляция два минус», т.е. еще больше сократив коридор тарифных решений.

А отраслевые эксперты – какова была их реакция и действия?

Реакция со стороны экспертной и отраслевой среды оказалась, на мой взгляд, абсолютно верной. Был велик риск, что в непростых социально-экономических условиях сфера ЖКХ предстанет в роли бездушной и алчной машины, которая видит перед собой только одну цель – выкачивание любыми способами 100% оплаты за поставленные коммунальные и жилищные услуги. По большому счету, рыночный подход в этом и заключается, но системы жизнеобеспечения, как и врачи, отвечают за санитарно-эпидемиологическую безопасность. Как профилактически мыть руки с мылом, если случится авария, и вода из крана перестанет течь?

Руководители крупнейших энергетических компаний, Общественный совет Минстроя, Общероссийский народный фронт, Общественная палата РФ, стали последовательно публично выступать за повышение адресности и расширения получателей субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг как меры социальной помощи нуждающимся категориям населения для преодоления последствий пандемии.

Минстрой России оперативно откликнулся и предложил изменить федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ в общем доходе семьи, снизив показатель с 22% до 15%. Однако, просто снизить планку недостаточно. Необходимо облегчить сбор и ограничить количество подтверждающих документов, увеличить срок предоставления субсидии для одиноко проживающих пенсионеров, у которых пенсия единственный источник дохода. Кроме того, требование по отсутствию задолженности за ЖКУ также требует своих исключений из правила.

Также следует обратить внимание на то, что согласно аналитике ЦНИС (которая будет опубликована в 6 номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» в рубрике «Отраслевая статистика»- ред.), в ряде регионов установлены не единый, а дифференцированный подход к определению нуждаемости и выплатам субсидий на ЖКХ. Например, в Смоленской области для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума или равным прожиточному минимуму расходы на ЖКХ не могут превышать 5%. Или в ХМАО-Югра ЖКХ бесплатно полностью (0%) для граждан, среднедушевой доход в семьях которых составляет в месяц менее половины величины прожиточного минимума, установленной в автономном округе.

На наш взгляд, получателям субсидий целесообразно предоставить право выбора – получать субсидии на руки, или напрямую перечислять их на счета ресурсоснабжающихи управляющих организаций, предусмотрев механизм обязательного возврата части средств в бюджет в случае перерасчета.

 «Что делать» сейчас в первую очередь или «что не делать»?

Должностным лицам, принимающим решения, а также их консультантам, пора понять – бесплатное ЖКХ бывает только в мышеловке. Например, в Саратове теплоснабжающая компания «Т-плюс» отказалась переносить сроки отключения горячей воды, так как это не позволит провести полноценную и своевременную подготовку теплосетевого комплекса к отопительному сезону, особенно с учетом износа внутриквартальных сетей (на некоторых участках износ достигает более 90%).

Тоже самое касается заморозки индексации тарифов – никто не просчитывал, принесет это больше плюсов для экономики, или вреда. Падение собираемости платежей теплоснабжающих организациям, оказавшихся в сложном положении из-за аномально теплой зимы, не позволит им в полном объёме провести ремонтные и инвестиционные программ, накопить запасы топлива. Поэтому, в том числе, заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин призвал руководителей регионов не допускать задолженностей по оплате услуг ЖКХ бюджетными организациями.

Почему если меры поддержки распространяются только на наиболее пострадавшие отрасли экономики, то мораторием на неустойки ЖКХ должны пользоваться все без исключения? Убедительный ответ на этот вопрос дал руководитель Управления электроэнергетики «ВТБ Капитала» Владимир Скляр, который считает, что заморозка тарифов принципиально не изменит благосостояние россиян, зато приведет к недофинансированию инвестпрограмм и далее по цепочке – снизит заказы сектора в смежных отраслях – энергостроительстве, производстве энергооборудования и т.д.

Подводя черту вышесказанному, следует выразить надежду, что случившаяся пандемия запустит тектонические сдвиги в части решения заскорузлых проблем ЖКХ – невозвратные неплатежи, износ сетей, низкая энергоэффективность, финансовая непрозрачность, зарегулированность системы управления жилищным фондом, пассивность собственников и т.д. Их переосмысление требует дальнейшей консолидации и повышения авторитета экспертного сообщества, - в том числе за счет привлечения большего количества региональных представителей и практиков, - которое вместе с участниками рынка, регуляторами смогут найти общий язык и справиться с системными изъянами, тормозящими развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства.

По теме дезинфекции в прошлом номере журнала мы начали  печатать развернутую статью и в 6 номере журнала мы ее продолжим.

19 мая по Вашей инициативе при активной поддержке ОНФ и Экспертного Совета Комитета по ЖКХ Государственной думы было проведено совещание, в котором приняли участие Минстрой России, Роспотребнадзор, представители регионов, НП "ЖКХ Контроль", управляющих и ресурсоснабжающих организаций, ТСЖ, ведущие отраслевые эксперты Ассоциации "ЖКХ и городская среда", Ассоциации "Национальный Жилищный Конгресс", Фонда института экономики города, Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики (ЦНИС) и других. На этом мероприятии обсуждался, в том числе, и вопрос финансирования комплексной дезинфекции многоквартирных домов и необходимости государственной поддержки управляющих организаций и ТСЖ.

Меня на этом совещании сильно расстроила позиция Роспотребнадзора в отношении организаций ЖКХ – ее даже представитель из Бурятии назвал «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Порадовал Минстрой России, дав "надежду на светлое будущее" всем управляющим организациям.

Расскажите, каким видится решение этой проблемы и какие инициативы готовятся ОНФ и Госдумой? Дождутся ли отраслевые организации государственной поддержки?

Полный текст интервью с Павлом Склянчуком будет опубликован в рубрике «Живой разговор» в 6 номере журнала «ЖКХэксперт: право».

 

Пресс-служба журнала «ЖКХэксперт: экономика и право»



КОММЕНТАРИИ
Хафизов
Сообщений: 81
Рейтинг: 259
28.05.2020 10:07
Нравится: 6
Не нравится: 2

Тема ЖКХ затрагивает всех и каждого.

Платить, не платить, сколько платит – вопросы вечные.

Здесь нужно отделить зерна от плевел.

Субсидии, льготы, адресный подход и т.д., черт ногу сломает. Главное об этом знают специалисты, но не все граждане могут воспользоваться.

Решите по проще, принимайте решения для простого человека, а не для «мудрёных» кто готовит.

Что нужно?

1. Обеспечить правильные начисления за услуги ЖКХ. Людей больше беспокоят неправильные с их точки зрения начисления.

2. Примените объективные тарифы. Разберитесь в составляющих тарифов.

Пример. Кто может сказать эффект от ежегодных испытаний тепловых сетей, тем более внутри МКД. Кто посчитал экономику и целесообразность. Получается затраты оплачивает население, а моя хата с краю. Подходим однобоко.

Инвестируйте средства в узлы погодного регулирования, хотя бы в тепловых пунктах.

3. Но и главное замените сложные субсидии, льготы снижением цен на энергоресурсы - газ, электроэнергия на 45 -60%. Они потянут за собой все экономику, положительно отразится и на людях. Это не популистические решения. В себестоимости продукции до 65% это энергоносители. Наш товар на рынке не конкурентоспособен в ценовой части.

Выпадающие доходы производителей энергоресурсов (55-40%), необходимо компенсировать государством централизованно. Тогда не нужны будут эти послабления «с барского плеча» с отсрочками платежей или снижением цен на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей.

Я не эксперт, но вопросами ЖКХ занимаюсь давно. Почему пишу в ЦНИС, может дойдет, может кто то начнет думать по другому.

 
"Союз Жителей" Астрахань
Сообщений: 98
Рейтинг: 861
28.05.2020 15:11
Нравится: 6
Не нравится: 0

Правильное и разумное: Не лезьте административными методами в хозяйственные (коммерческие отношения) между хоз субьектами. Или все еще в социализм в мозгах живет???? Если уж хотите помочь- отмените (убавьте ) налоги / поборы. Это будет самая правильная, разумная и эффективная помощ.

 
Закрытие окна