Верховный суд РФ разрешил изъять единственное жилье наследника для погашения долгов его умершего отца. Об этом 13 февраля сообщили на сайте ВС РФ.
Прецедентный случай произошел в Санкт-Петербурге. Мужчина обратился в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Он заявил, что не может удовлетворить долговые обязательств умершего отца перед строительной компанией в размере более 9 млн рублей. При этом до принятия наследства петербуржец подарил матери имевшуюся у него долю в другом жилом помещении, после чего унаследованное жилье стало формально единственным и защищенным от взыскания.
Кредитор потребовал включить имущество в конкурсную массу, чтобы продать его и погасить задолженность. Суд первой инстанции отказал застройщику. В качестве обоснования было указано то, что спорная квартира является единственным жильем должника. Однако апелляция решила иначе, посчитав, что должник искусственно ухудшил свои жилищные условия, подарив долю в другом жилом помещении матери, и включила квартиру в конкурсную массу. Это решение было отменено кассацией.
Тогда застройщик обратился с жалобой в вышестоящую инстанцию, указав, что наследник знал о долге отца и намеренно передал долю матери, чтобы придать унаследованной квартире статус единственного жилья. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда признала доводы кредитора обоснованными. В итоге спорная квартира наследника была включена в конкурсную массу для последующей продажи.
Управляющий партнер юридической компании Nerra Руслан Губайдуллин напомнил, что если у банкрота в собственности только одно жилое помещение, пригодное для проживания его и членов его семьи, то на него распространяется так называемый исполнительский иммунитет. Оно по общему правилу не будет включаться в конкурсную массу и выставляться на торги, как любое другое недвижимое имущество должника. Однако если выяснится, что тот фактически не проживает в своей единственной квартире или доме, у суда есть формальное основание снять защиту с такой недвижимости. Еще одна ситуация, когда могут изъять единственное жилье и продать для расчета с кредиторами ― когда жилье признается роскошным.
В ноябре 2025 года зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева сообщила, что собственника могут выселить из квартиры только за накопленные долги за жилищно-коммунальные услуги, причем в случае, если это не единственное жилье. При этом она добавила, что выселение из единственного жилья всё же возможно, но только если оно было приобретено в ипотеку, а кредитные обязательства не выполняются.
