Мы продолжаем публикацию статей участников и лауреатов Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ».
Предлагаем вашему статью Хмельникова Бориса Вадимовича "Экономика сферы обращения с ТКО должна начинаться с условий оплаты труда работников".
Статья была опубликована в журнале «ЖКХэксперт: экономика и право» № 8 за 2024 год, но нисколько не утратила своей актуальности и была участником конкурса в номинации «Лучший экспертный материал по решению экономических проблем сферы ресурсоснабжения».
Взяться за написание этой статьи меня побудила очередная информация, опубликованная в СМИ:
«Нехватку водителей испытывают больше половины региональных операторов по всей стране. По подсчетам РЭО, кадровый дефицит таких работников в среднем составляет 30 % от необходимого количества…
Основной же проблемой, которая приводит к дефициту кадров, в Российском экологическом операторе называют неконкурентную зарплату водителей мусоровозов. Как поясняет замгенерального директора по региональному развитию и инфраструктуре РЭО Евгений Карелов, в тарифы регоператоров при расчете фонда оплаты труда включены средние значения по отрасли ЖКХ, которые могут сильно отличаться от рыночной стоимости аналогичных специальностей в других отраслях.
«Средние зарплаты водителя в зависимости от региона варьируются от 40 до 80 тысяч рублей. Между тем, зарплаты водителей в коммерческих сферах, например, курьеров сервисов доставки, а также в сельскохозяйственных регионах в период посевной и сбора урожая могут быть в несколько раз выше», – заключил Карелов»[1].
Попробую прокомментировать эти высказывания представителей ППК РЭО, тем более, на мой взгляд, они уводят в сторону от реального положения дел с точки зрения кадров и оплаты труда работников в сфере обращения с ТКО и не говорят о главной проблеме в этом вопросе.
Поручение Правительства РФ до сих пор не исполнено
Немного из истории данного вопроса.
Еще в 2019 году протокольным поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (от 20 декабря 2019 г. № АГ-П11-57пр) Минприроды России, Минтруду России, ФАС России с участием ППК «Российский экологический оператор» было поручено «утвердить рекомендации по нормированию труда работников в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, включая региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Срок – 1 июня 2020 г.».
Уже нет тех руководителей федеральных органов исполнительной власти, да и Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации уже работает Заместителем Председателя Государственной Думы, но ведь от этого поручение не перестает им быть, и оно до сих пор не исполнено.
Не вдаваясь в подробности разработки рекомендаций, а они, поверьте на слово, не говоря уже о фактах, отраженных в документах, стоят того, чтобы когда-то подробно рассказать о детективной истории их создания, бессмысленно потраченных на их разработку более 19 млн руб., и неоднократном рассмотрении на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК).
В общем итог этой истории пока однозначен – поручение не исполнено, деньги потрачены, рекомендации не утверждены[2], поскольку не один раз получили отрицательное заключение на РТК со стороны Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (далее – ОООР ЖКК) и Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения (далее – Профсоюз жизнеобеспечения).
Почему, спросите Вы, так важно мнение отраслевых работодателей и профсоюзов?
Ответ очень прост. Это две стороны социального партнерства, которые в соответствии с трудовым законодательством заключили Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы (далее – ФОТС ЖКХ), в котором как правовом акте (обязательном для применения), защищенном конституционной нормой, содержатся нормы, которые и определяют, как должны формироваться расходы на оплату труда, в том числе и в сфере обращения с ТКО.
В ФОТС ЖКХ норма о применении нормативной численности звучит следующим образом:: «2.8. Расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, определяемые на основании нормативных документов, предназначенных для определения нормативной численности по регулируемой и нерегулируемой деятельности (Приложение № 6 к ФОТС)».
То есть во всех организациях, на которые распространяется ФОТС ЖКХ, а к ним, безусловно, относятся регоператоры и операторы по обращению с ТКО, сначала должна быть определена нормативная численность работников.
И вот здесь сфера ТКО оказывается единственной регулируемой сферой деятельности в ЖКХ, для которой на федеральном уровне не утверждены рекомендации по нормированию труда работников.
Как же регоператоры и операторы по обращению с ТКО выходят из этой ситуации, спросите Вы? Можно ли обойтись без норм труда?
Для меня, как специалиста, всю свою профессиональную жизнь посвятившему нормированию труда в сфере ЖКХ, ответ однозначен. Без нормативов определить оптимальную численность работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда невозможно. Попытки сделать это любыми способами, кроме нормирования, до сих пор не приводили к желаемому результату. Проверено на многочисленной практике, в том числе и в сфере обращения с ТКО. Не случайно, уже ряд регоператоров, в том числе из Красноярского края, Белгородской и Нижегородской областей, обращались в Центр муниципальной экономики с подобными работами по определению нормативной численности.
А как же наша организация решает этот вопрос по нормированию численности работников сферы обращения с ТКО. Как уже было указано выше, в приложении №6 к ФОТС ЖКХ для таких предприятий приведены разработанные нашим Центром «Рекомендации по нормированию труда работников и потребности в специализированных машинах для санитарной очистки территорий муниципальных образований».
Не случайно Минприроды России письмом в адрес ФАС (исх.№ 08-25-42/21517 от 09.06.2022) при регулировании тарифов в сфере обращения с ТКО рекомендовало использование указанных Рекомендаций до утверждения на федеральном уровне тех, что были предусмотрены поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.
Поэтому подсчеты ППК РЭО, утверждающие о нехватке 30% водителей от необходимого количества, без привязки их к нормативам численности этой категории работников, установленных в «Рекомендациях по нормированию труда работников и потребности в специализированных машинах для санитарной очистки территорий муниципальных образований», приведенных в Приложении №6 к ФОТС ЖКХ, не имеют под собой никакого экономического обоснования.
Кто сильнее – кит или слон?
Этот подзаголовок выбран не случайно. Дело в том, что определение расходов по оплате труда работников сферы обращения с ТКО находится в как в сфере трудового законодательства, так и в сфере тарифного регулирования и поэтому имеет свои особенности.
Попробуем разобраться в хитросплетениях по вопросам оплаты труда, о которых сказал представитель ППК РЭО: «Как поясняет замгенерального директора по региональному развитию и инфраструктуре РЭО Евгений Карелов, в тарифы регоператоров при расчете фонда оплаты труда включены средние значения по отрасли ЖКХ, которые могут сильно отличаться от рыночной стоимости аналогичных специальностей в других отраслях».
А ведь в этой формулировке ответственного лица есть, на мой взгляд, очень серьезное заблуждение с точки зрения тарифного регулирования. Итак, обо всем по порядку.
Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ), с точки зрения регулирования норм по оплате труда, и ФОТС ЖКХ как документ, разработанный в его исполнение, в соответствии со ст.5 ТК РФ имеют приоритет перед нормами, регулирующими вопросы оплаты труда в соответствии с другими законами и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе и Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст.8, ст.135 ТК РФ работодатель на основании ФОТС, других отраслевых соглашений социального партнерства (улучшающих условия для работников относительно ФОТС) в коллективном договоре и (или) в локальных нормативных актах с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации устанавливает в Организации ЖКХ систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, систему доплат и надбавок стимулирующего характера и систему премирования, в том числе ежемесячные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, уровень квалификации, соответствующий профессиональным стандартам и т.п.
Таким образом, условия оплаты труда определяет работодатель. Но может быть, тарифное регулирование в сфере обращения с ТКО устроено как-то иначе и противоречит нормам трудового права?
В соответствии с п.42 Основ ценообразования в сфере обращения с ТКО «При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен».
Из буквального прочтения этой нормы следует, что приоритет, как это и предусмотрено трудовым законодательством, за отраслевым тарифным соглашением (ФОТС ЖКХ) и коллективным договором, содержащим нормы об оплате труда, заключенным регулируемой организацией. Но коллективные договоры не могут включать в себя условия, ухудшающие положения работников относительно условий ФОТС ЖКХ, поэтому его приоритет с точки зрения трудового права, неоспорим. Тем более, еще раз повторюсь, ФОТС как элемент социального партнерства теперь защищено Конституцией Российской Федерации (ст.75.1).
Что касается применения органами регулирования средней заработной платы, о котором написал представитель ППК РЭО, то есть один большой нюанс, о котором редко кто говорит, связанный с тем, что в настоящее время органами статистики не ведется отдельной статистической отчетности по этому виду экономической деятельности (как впрочем и многим остальным регулируемым видам деятельности), он объединен с еще несколькими видами экономической деятельности, а именно водоснабжением и водоотведением и таким образом де-юре этот способ определения расходов, к тому же не являющийся приоритетом, не может быть применен.

Зарплата водителей мусоровозов определяется работодателем
Как отмечалось выше по тексту, работодатель на основании ФОТС, других отраслевых соглашений социального партнерства (улучшающих условия для работников относительно ФОТС) в коллективном договоре и (или) в локальных нормативных актах с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации устанавливает в организации систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, систему доплат и надбавок стимулирующего характера и систему премирования, в том числе ежемесячные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, уровень квалификации, соответствующий профессиональным стандартам и т.п.
Как отметил представитель ППК РЭО: «Средние зарплаты водителя в зависимости от региона варьируются от 40 до 80 тысяч рублей». Даже в таком контексте разброс цифр по зарплате не выглядит убедительным, потому что одно только применение северных и районных коэффициентов, например, в Магаданской области уже приводит к большей разнице 40*2,5=100 тыс. рублей.
Что касается зарплат конкретных водителей, то они, безусловно, устанавливаются работодателем, и с учетом того, что это – основная категория персонала операторов по обращению с ТКО, для них следует устанавливать мотивирующие условия оплаты труда.
Попробуем их смоделировать для абстрактного водителя мусоровоза с применением ФОТС.
Используем для расчета упрощенную модель (приемлемую для оценочного суждения о размере заработной платы). Минимальная месячная ставка первого разряда работника ЖКХ (самой низкой квалификации) равна МРОТ – 19242 рубля. С учетом стимулирующих доплат – премия (50%), по итогам работы за год (33%), ежемесячное вознаграждение за выслугу лет (15%) без учета остальных видов доплат заработная плата работника первого разряда составит – 19242*(1+0,5+0,33+0,15)= 38099руб.
Учитывая межразрядный коэффициент и разницу в тарифной ставке, обусловленную особенностями выполнения работ, коэффициент для водителя мусоровоза грузоподьемностью, например, 10тн составит 1,45 и, включив еще доплату за классность, получим следующую минимальную зарплату водителя мусоровоза с грузоподьемностью до 10тн – 192421,57(1+0,5+0,33+0,15+0,1) = 62837 рублей.
Применив единую тарифную сетку (с максимальным коэффициентом 10,07) и тарифицировав водителя мусоровоза по 4 разряду, этот размер заработной платы может быть увеличен до 192421,95(1=0,5+0,33+0,15+0,1) = 78045 рублей.
И это зарплаты без учета каких-либо компенсационных доплат, районных и северных коэффициентов.
Еще раз повторюсь, условия оплаты труда для любого работника устанавливает руководитель в соответствии с принятой на предприятии системой оплаты труда, которая должна быть зафиксирована в коллективном договоре и локальных нормативных актах по оплате труда.
И уж если такие документы есть, и они соответствуют ФОТС, то надо защищать свои права и расходы на оплату труда, в том числе и при разногласиях в ФАС или в судебном порядке. Хотя много раз слышал представителей ФАС, которые всегда при регулировании признают приоритет ФОТС. И в этом нет ничего удивительного, потому что даже в новом «тарифном законе» ФАС по согласованию с работодателями и профсоюзами эту норму заложил в базовые принципы.
