Заседание Комиссии по вопросам ЖКХ прошло 14 ноября 2025 года под сопредседательством Алексея Макрушина и Ольги Сердюк. Эксперты рассмотрели вопросы совершенствования ГИС ЖКХ, качества капремонта, а также предложено запустить проект Общественного совета по замене газового оборудования в рамках капитального ремонта. В мероприятии приняли участие представители Минстроя России, региональных операторов капремонта, эксперты отрасли.
О необходимости совершенствования системы онлайн голосования в ГИС ЖКХ и последующей реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме через эту систему доложила эксперт Общественного совета Татьяна Вепрецкая. Она отметила, что сложность интерфейса, технические сбои, проблемы с идентификацией не позволяют в полной мере обеспечить прозрачность и массовость использования онлайн голосования.
Она привела результаты опроса по качеству и удобству работы ГИС ЖКХ. По мнению опрошенных, вход в систему неудобен, нет бесшовного входа через Госуслуги, не подтягиваются данные Росреестра и Фонда социального страхования. Отдельная сложность - обжалование онлайн собраний. В системе нет возможности проверить голос конкретного гражданина. Также имеют место массовые сбои при обновлении. СНИЛС надо вводить вручную, а если в процессе внесения появилась ошибка, то система зафиксирует ее как правду и далее уже не пустит с правильным документом.
Депутат Государственной Думы Светлана Разворотнева подтвердила, что большое количество обращений граждан связано с проблемой загрузки СНИЛС и ложных документов.
Заместитель Генерального директора АО «Оператор информационной системы» Булат Галеев признал актуальность части проблем и сообщил о проделанной работе: налажена массовая рассылка уведомлений через «Госуслуги», внедрен машиночитаемый формат протоколов, ведутся работы по созданию более удобного интерфейса для администраторов («шахматки» голосования) и переработке справочников. В качестве ключевого решения проблемы СНИЛС обсуждается налаживание межведомственного взаимодействия с Социальным фондом России для автоматической проверки и подтягивания данных. Он отметил, что на повестке дня большой пласт доработок, которые в ближайшей перспективе улучшат работу системы и удобство для граждан.
Заместитель директора департамента цифрового развития Андрей Евтушенко сообщил, что прорабатывается вопрос подключения данных Фонда соцстрахования и Росреестра. Есть понимание, что СНИЛС в бумажных протоколах не всегда соответствует правде, поэтому планируется проверять эти данные вместе Фондом социального страхования, для чего нужно внести в законодательство соответствующие поправки.
Член комиссии Ольга Сердюк подчеркнула, что важно не ограничивать легитимность очных собраний или протоколов, если нет СНИЛС или он не проверен до того момента, как эта задача не будет успешно решена в ГИС.
И.О. председателя Комиссии Алексей Макрушин предложил направить информацию по предполагаемым изменениям в адрес комиссии для информирования экспертов и внесения предложений и сформировать рабочую группу для детального анализа озвученных замечаний и разработки технического задания по доработке ГИС ЖКХ с последующим вынесением на утверждение комиссии
По вопросу повышения качества и прозрачности проведения работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах, формирующим фонд капитального ремонта на специальных счетах, дискуссию открыла исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова. Она напомнила, что самой горячей задачей сегодня является замена лифтов, отслуживших свой срок. Особенно остро стоит эта проблема для домов со спецсчетами. По состоянию на 1 ноября 2025 г. в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включено 727,6 тыс. многоквартирных домов (далее – МКД), общей площадью 3 018,5 млн кв.м., в том числе на специальных счетах – 117,6 тыс. МКД (16,2%), общей площадью 714,5 млн кв. м. (23,7 %). Владельцами специальных счетов являются региональный оператор (26 %, 36 тыс. МКД общей площадью 185,9 млн кв. м) или иные владельцы (УО, ТСЖ – 74 %, 80 тыс. МКД общей площадью 528,6 млн. кв. м).
Она назвала три точки контроля за капремонтом, которые необходимо совершенствовать. Это подтверждение решения собственников через ГИС ЖКХ, заключение договора и его размещение в электронных системах, например, в системе закупок, а также обеспечение доступности договора собственникам и банкам. Еще один пункт контроля — это проверка фактического выполнения работ.
Председатель правления Ассоциации собственников помещений в многоквартирных домах и владельцев специальных счетов для формирования фондов капитального ремонта на территории г. Москвы Вера Москвина сообщила, что на 1 ноября более 300 млн рублей на спецсчетах не использовано. Почему их не тратят? По ее мнению, основные препятствия финансовые и организационные: часто собственникам не хватает знаний и они, например, делают текущий ремонт вместо капитального. Она предложила нормативно запретить нецелевое использование средств, предусмотреть необходимость технического заключения о необходимости проведения капремонта. Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер считает, что часто деньги не тратятся, поскольку их не хватает на важные вещи, например замену лифтов. Регионы не предоставляют субсидии домам со спецсчетами, хотя это и противоречит законодательству. Им также недоступны заемные средства. Поэтому необходимо внести изменения в Жилищный кодекс, которые позволят изменить эту ситуацию.
Кошечкина Валерия, Генеральный директор ФКР Иркутской области представила практику региона, где всем спецсчетам предлагается перейти в общий котел и тогда получить возможность по более низкой цене поменять лифты с участием средств подднржки региона.
По мнению экспертов, поскольку обязанность накопления взносов на капитальный ремонт установлена государством, необходимы меры системные меры в части повышения контроля целевого расходования средств; введения единых правил заключения договоров и выбора подрядчика; установления требований к подрядным организациям; повышения качества работ и выполнение гарантийных обязательств; повышения информационной открытости.
В рамках третьего вопроса было предложено запустить проект Общественного совета при Минстрое по замене газового оборудования в рамках капитального ремонта.
Анна Мамонова напомнила, что аналогичный проект успешно реализуется профильной комиссией Общественного совета по лифтовому оборудованию. Она подчеркнула, что на сегодняшний день вопросы обеспечения надёжности внутридомовых инженерных систем газоснабжения сохраняют свою остроту и актуальность. Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ были внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, которыми установлен приоритетный порядок проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.
Эксперт АРОКР Владимир Кожиченков подробнее остановился на этом предложении. Он отметил, что из года в год происходит увеличение взрывов бытового газа, которые приводят к значительным разрушениям и причиняют вред здоровью населению и имуществу. Капитальный ремонт идет активно лишь в нескольких регионах. Это Московская область, Москва, Красноярский край и Ростовская область. Назрела необходимость запустить проект, аналогичный реализуемому Общественным советом по замене лифтов. По данным мониторинга реализации региональных программ капитального ремонта (Приказ Минстроя России № 871) с 2017 года ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения проведен не более чем в 10 тыс. МКД. Вместе с тем, капитальный ремонт таких систем проводится только в 23-х субъектах Российской Федерации, что обусловлено организационными и технологическими сложностями при проведении работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения.
Кроме того, сроки проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых систем газоснабжения, установленные ранее в региональных программах капитального ремонта, систематически переносятся и ремонт проводится значительно позднее планируемых сроков или не проводится вообще. Это обусловлено рядом законодательных, организационных, технологических и финансовых сложностей, таких как отсутствие данных об объемах, необходимых сроках и приоритезации выполнения работ по замене газового оборудования и др.
Для своевременного выполнения работ и безопасности проживания граждан необходимо сформировать сбалансированный и эффективный механизм взаимодействия всех участников процесса в рамках проекта Общественного совета. Цели такого проекта ежегодное выполнение капитального ремонта газового оборудования в объеме не менее 13 500 тыс. МКД, ежегодный прирост + 50% МКД. Также увеличение количества субъектов РФ, выполняющих капитальный ремонт газового оборудования до 68 субъектов РФ, ежегодный прирост + 25% субъектов РФ.
Предполагается создать дорожную карту проекта, где поэтапно реализовать следующие позиции: утверждение перечня работ (состав работ) капитального ремонта ВДГО, пересмотр предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту, представления данных о состоянии газового оборудования и содействия выполнению работ.
Необходимо также утвердить регламент выполнения работ по капитальному ремонту сетей газопотребления в МКД между региональным оператором, органом исполнительной власти, газоснабжающими организациями, управляющими организациями, органами местного самоуправления, органом государственного жилищного надзора и другими участниками.
Большой интерес вызвали выступления представителей ФКР Ростовской области и Красноярского края, где задача взаимодействия властей, подрядчиков и газораспределительных организаций успешно решается, что привело к повышению качества соответствующих работ по капитальному ремонту.
Необходимость реализации такого проекта принципиально одобрена участниками заседания, предложено доработать его и вынести на обсуждение заседания Общественного совета в присутствии председателя Сергея Степашина и министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина.
