Чрезвычайные ситуации увеличивают расходы домохозяйств на коммунальные услуги и здравоохранение
Исследование Калифорнийского университета в Беркли (США) показало, что расходы людей, столкнувшихся с последствиями климатического кризиса, вырастут дополнительно на сумму от $500 тысяч до $1 млн. В первую очередь так называемые «скрытые издержки» отразятся на рынке недвижимости и стоимости жилищно-коммунальных услуг. Для России, отмечают эксперты, характерна та же проблема, причем масштаб бедствия всегда превышает размер компенсаций государства, и семьи фактически несут расходы, которые не закрываются никакими выплатами. Впрочем, точную сумму дополнительных расходов как населения, так и государства, просчитать крайне сложно.
Климатический кризис приводит к проблемам экономического характера – от расходов на восстановление пострадавших районов до поддержки населения. Однако это далеко не все сложности, которые возникают в таких случаях. Согласно исследованию американских ученых, изучивших последствия январских пожаров в Калифорнии, существуют и так называемые скрытые издержки, которые могут довольно больно ударить по благосостоянию населения пострадавших районов и в итоге – всей страны. В частности, чрезвычайная климатическая ситуация значительно увеличивает расходы домохозяйств. Это выражается в растущих счетах за коммунальные услуги, уменьшении заработной платы и увеличении расходов на здравоохранение.
Среднестатистический американец, родившийся в 2024 году, скорее всего, столкнется с дополнительными расходами в размере от $500 тысяч от $1 млн в течение жизни из-за климатического кризиса, говорится в отчете «Цена изменения климата: финансовые и экономические последствия для Калифорнии». «Изменение климата приводит к росту стоимости жизни,– заявил Guardian Ф. Ноэль Перри, основатель организации Next 10, по заказу которой было проведено исследование. – Последствия испытают все: от аграриев, которые теряют работу из-за засухи, до пациентов, которые не могут получить медицинскую помощь. Вырастет и стоимость страхования жилья».
Калифорния для исследования была выбрана неслучайно: она является одним из самых дорогих штатов США с точки зрения стоимости жизни. Ей также приходится бороться со все более экстремальными погодными условиями, вызванными изменением климата: от разрушительных и смертоносных лесных пожаров, которые происходят из года в год, до изнурительной жары и сильных зимних штормов. В январе текущего года, например, лесные пожары охватили районы Лос-Анджелеса Альтадена и Пасифик-Палисейдс, унеся жизни 31 человека и уничтожив более 18 тысяч зданий.
Расходы, которые людям предстоит понести из-за климатического кризиса, в среднесрочной перспективе будут существенно выше, чем ожидают ученые, полагает профессор кафедры логистики факультета экономики и бизнеса Финансового университете Ирина Меркулина. Траты на борьбу с чрезвычайными ситуациями и так являются высокими, говорит она, но расходы, которые понесет государство на данные цели, трудно спланировать заранее, поскольку присутствует неопределенность в размерах разрушений, принесенных ураганами, наводнениями, лесными пожарами и другими природными катастрофами.
«Эти расходы необходимо будет компенсировать за счет других источников, которые, как правило, находятся в бюджетах отдельных домохозяйств, либо проживающих на данной территории сейчас, либо тех, которые будут там проживать в будущем. Необходимость реконструкции и укрепления инфраструктуры с учетом новых климатических условий тоже стоит денег, которые нужно будет возмещать. Возможные перебои в транспортных системах, закрытие портов и дорог из-за высоких экстремальных погодных условий приведут к росту логистических расходов, параллельно будет наблюдаться увеличение стоимости сырья и энергоносителей»,– указывает госпожа Меркулина.
Климатические риски относятся к рискам косвенного воздействия на рынок жилья и его доступность для населения, подтверждает доцент Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета (МГПУ) Елена Зубеева. Когда климатические условия становятся в высокой степени непредсказуемыми, усилятся факторы миграции, что скажется на спросе на жилье в других районах/регионах/странах, которые могут быть не готовы к этой ситуации. Так, там может не хватать жилого фонда, строительных мощностей, мест, пригодных для строительства.
В российских реалиях чрезвычайные ситуации также выбивают людей из привычной жизни, но компенсаторные механизмы работают иначе, отмечает адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Ключевая проблема, впрочем, та же: масштаб бедствия всегда превышает размер компенсаций, и семья фактически несет скрытые издержки, которые не закрываются никакими выплатами. В РФ, рассказывает эксперт, действует федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС», который закрепляет право на жилье и материальную помощь. После наводнений на Дальнем Востоке или пожаров в Якутии государство выделяет жилье и компенсации пострадавшим, иногда в ускоренном порядке через Фонд ЖКХ. На практике суммы часто ограничены, и полноценного восстановления утраченного имущества они не покрывают. В отличие от США, где значительная нагрузка ложится на самих граждан и страховые компании, у нас приоритет – публично-правовой механизм компенсации. Судебные иски в России в таких случаях редки, говорит эксперт. Обычно граждане обращаются не в суд, а в комиссии по ЧС при региональных правительствах, которые определяют размер выплат и обеспечивают переселение. Судебная перспектива возникает скорее тогда, когда помощь признана недостаточной или отказано в ее предоставлении.
