Проблему сбора и цивилизованной утилизации бытовых отходов в Белгородской области намерены решить реформой сбора отходов в частном секторе и строительством трех мусоросортировочных центров.
В своих докладах на заседаниях правительства региона курирующий ЖКХ вице-губернатор Сергей Довгалюк заявил о главной цели - до 2030 года в регионе должны подвергать сортировке 100 процентов отходов, при этом половину направлять на переработку. В правительстве области рассказали, как будут ее достигать.
Бытовое дело
Первое, на чем сделали акцент белгородские чиновники, так это на снижении числа жалоб по мусорной тематике - по сравнению с пиковой остротой в 50 раз. Однако все равно нарекания остаются, и касаются они в большинстве своем частного жилого сектора, где отходы выставляют в пакетах для дальнейшего сбора мусоровозами. Таковых немало и в Белгороде. В региональном правительстве намерены изжить эту бытовую традицию полностью. Областной центр теперь будет реализовывать пилотный проект по переходу от "бестарного" к контейнерному способу сбора мусора - иными словами, там, где сейчас люди выносят мусор в пакетах и оставляют или на газоне, или у дороги, установят контейнерные площадки.
За их строительство и обустройство отвечает муниципалитет. В правительстве подсчитали: чтобы избавиться от пакетных залежей, нужно будет оборудовать 823 контейнерные площадки и установить на них почти 1,3 тысячи мусорных баков. Но примечательно и то, что в "одноэтажном" Белгороде их придется разместить вдоль оживленных транспортных артерий.
- На данный момент в администрации города разрабатывается унифицированный проект строительства мобильной контейнерной площадки, - отметил Сергей Довгалюк. - И в качестве пилотного проекта рассматривается улица Сумская.
Именно там намерены в первую очередь приучить людей складировать отходы в специальный бак. Сама контейнерная площадка будет представлять собой сооружение из железобетонного основания, огороженное по периметру специальным металлическим забором с несколькими контейнерами для сбора отходов внутри ограждения.
В Белгородской области намерены возвести три предприятия общей мощностью переработки свыше 32 тысяч тонн
Впрочем, жители белгородского частного сектора в комментариях под распространенной информацией о планах реформирования системы сбора отходов напомнили о том, что контейнерами в этом секторе уже пользовались. Однако их пришлось убрать по причине не совсем эстетичного вида: какими бы ни были ящики, они заполняются мусором. На той же улице Сумской - своеобразном коридоре на въезде в Белгород - четыре полосы для автомобильного движения и ключевые транспортные развязки. Непрерывный поток машин из пригородов и других районов устремляется по ней каждое утро в город, а вечером - обратно, и так продолжается с тех самых пор, как большая часть районных центров в Белгородской области были связаны четырехполосными трассами. Неэстетичные контейнеры всегда портили весь вид цветущего частного сектора, ведь ставили их буквально рядом с дорогой, чтобы мусоровозам было удобнее их выгружать.
Время шло - от контейнеров было решено отказаться в пользу пакетного сбора. Саму Сумскую в момент модернизации здесь транспортной инфраструктуры тоже обновили буквально "от фасада до фасада". Люди стали выставлять пакеты с мусором в ранние утренние часы, мусоровозы забирали их оперативно. Однако со временем график стал сбоить. Пакеты оставались на траве, уличные собаки разрывали их, ветер разносил легкую упаковку по городу.
Жители, недовольные таким положением дел, придумывали всякие способы уберечь привычную чистоту - так появились специальные крючки на многих заборах. На них, как жуткие гроздья, подвешиваются мусорные пакеты. Въезд в город свою прежнюю привлекательность безвозвратно утратил.
Как будет теперь с контейнерами и где разместят площадки сбора отходов - пока неясно. Люди же беспокоятся о главном: чтобы мусор попросту вывозили вовремя.
Разделять и властвовать?
Сергей Довгалюк отметил, что 35,5 миллиона рублей выделено на "улучшение инфраструктуры обращения с отходами" - иными словами, как раз на обустройство контейнерных площадок и закупку самих баков. Он пояснил, что это средства не только для Белгорода, но и для других муниципалитетов, где площадки и баки нуждаются в обновлении.
Впрочем, система вывоза мусора в некогда образцово чистых Белгороде и регионе теперь в целом оставляет желать лучшего. Популярный в других областях раздельный сбор организован лишь в некоторых местах и исключительно по частной инициативе. Тем временем регион "производит" почти 415 тысяч тонн отходов в год. В правительстве намерены к 2030 году наладить сортировку всей этой массы, а половину объема перерабатывать.
В настоящее время со сбором острых проблем нет. Сергей Довгалюк отмечает, что сотни машин ежедневно выходят в рейсы и собирают отходы вовремя, транспортируя их подальше от жилых домов. Однако львиную долю регион до сих пор захоранивает, а при нынешних высоких и жестких требованиях к отрасли это недопустимо.
Белгородская область и так "прощена" федеральным оператором за отсутствие фото- и видеофиксации уборки контейнерных площадок - это должно происходить в режиме реального времени и отправляться для отчета так же оперативно. Однако приграничное положение региона и особенности связи, ограниченной по соображениям безопасности, диктуют свои условия.
Кроме того, почти полтора десятка тысяч абонентов в белгородском приграничье не платят за вывоз мусора - выпадающие доходы в правительстве региона оценили на сумму свыше 27 миллионов рублей. Однако не уточнили, сколько затрачивает региональный оператор на работу в этой зоне. В некоторые села мусоровозы все же заезжают и отходы забирают.
Сергей Довгалюк отметил, что регион нуждается в профессиональной сортировке мусора, чтобы выполнить главное требование программы по обращению с отходами - 50-процентную их переработку.
Участки для инвестиций
Сначала речь шла о двух мусоросортировочных комплексах. В одном нуждается Белгородская агломерация, в другом - Алексеевский и ближайшие к нему муниципалитеты. Неделю спустя в правительстве озвучили потребность еще в одном таком предприятии, которое охватило бы Ивнянский и соседние районы. В правительстве сразу прозвучало, что привлечь инвесторов, которые вложили бы колоссальные средства в отрасль в приграничном регионе, сейчас проблематично. Губернатор Вячеслав Гладков напомнил, что помимо оперативной обстановки есть и другие факторы, которые этому препятствуют - например, дорогие кредиты, - однако он акцентировал внимание еще и на общественном мнении, подчеркнув: такие проекты жителями, как правило, воспринимаются в штыки.
- Выбор земельных участков - особая история, - отметил он. - Жителями будет болезненно восприниматься, потому, уверен, общественные слушания будут проводиться непросто.
Помимо них, как отметил глава региона, много времени займут экспертиза и прочие подготовительные мероприятия, а чтобы предприятия заработали в будущем, начинать подготовку к этому нужно уже сейчас.
С учетом необходимости в трех мусоросортировочных комплексах в Белгородской области намерены возвести предприятия общей мощностью переработки свыше 32 тысяч тонн. В Белгородском районе нужен завод, способный сортировать до 200 тысяч тонн, в Алексеевском и Ивнянском - по 60 тысяч тонн. В правительстве региона напомнили, что 150 тысяч тонн мусора обрабатывает экотехнопарк "Флагман", а значит, общая мощность инфраструктуры будущего составит 470 тысяч тонн. Этого будет достаточно даже с учетом роста отходов в регионе.
Ради этой цели чиновники намерены вести переговоры с инвесторами, прорабатывая различные варианты сотрудничества. О том, что проекты дорогостоящие, было сказано не раз. Только на проектирование с учетом необходимых для сохранения экологии изысканий нужны десятки миллионов рублей в зависимости от масштаба проекта. Поэтому в правительстве региона рассматривают не только самый оптимистичный вариант финансовой модели - когда инвестор вложит 100 процентов собственных средств, - но и возможности льготного кредитования под пять процентов годовых, и совместный проект с Российским экологическим оператором, который позволит субсидировать процентную ставку по кредиту. Так или иначе, предприятия региону нужны.