Надзор Генпрокуратуры выявил наличие системных проблем в реализации ГЧП
Дальний Восток опережающими темпами развивает механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) в коммунальной сфере. В концессию передано порядка 21% объектов ЖКХ, что превышает общероссийские показатели в полтора раза. Однако во всех регионах ДФО концессионеры системно не исполняют взятые на себя обязательства по модернизации инфраструктуры. К такому выводу пришла Генпрокуратура России (ГП) по итогам масштабных проверок по заключенным соглашениям в сфере ЖКХ на территории макрорегиона. Надзорные органы фиксируют массовые нарушения условий договоров, недостаточные инвестиции и фактическое отсутствие прогресса по ряду проектов, несмотря на активное вовлечение частного капитала, сообщает ИА PrimaMedia.
Согласно стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года концессии в ЖКХ должны стать одним из механизмов привлечения внебюджетных средств для обновления объектов коммунальной инфраструктуры. В рамках соглашений муниципальное и региональное имущество (системы тепло-, водоснабжения и водоотведения) передается в управление частным компаниям на определенный срок. При этом государство сохраняет контроль над стратегически важными объектами. В свою очередь, концессионеры получают возможность получать доход от использования переданных объектов, а также участвовать в развитии инфраструктуры. Этот механизм используется уже более 10 лет.
Дальневосточный регион, в целом, активнее других включился в этот процесс.
По данным управления Генпрокуратуры по ДФО, в концессию передано 11,2 тысячи объектов ЖКХ на общую сумму 153,9 млрд рублей, что составляет 21% от всего объема коммунальных объектов на Дальнем Востоке.
Привлечение частных инвестиций в эту сферу в ДФО опережает среднероссийский уровень — по стране этот показатель составляет 13%.
Лидерами являются Камчатский край и Амурская область, где в концессию вовлечено 45,6% и 42,1% объектов ЖКХ, соответственно. В Забайкальском крае и Республике Бурятия данный показатель составляет 37% и 32,7%, в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области — 28,2% и 26,2%. В остальных регионах — ниже 20%.
По итогам проведенного надзора прокуратура назвала причины, по ее мнению, препятствующие развитию данного механизма в ДФО — это ненадлежащая реализация региональными и местными властями полномочий. Всего за полтора года прокурорами выявлено более 700 нарушений закона, для их устранения внесено почти 600 актов реагирования.
"В республиках Бурятия, Саха (Якутия), Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области прокурорами приняты меры к утверждению муниципалитетами схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, отсутствие которых исключает возможность заключения концессионных соглашений", — говорится в сообщении управления Генпрокуратуры.
Надзорное ведомство также указывает, что региональными и местными органами власти в ДФО не обеспечивается утверждение концессионерами инвестиционных программ, что потребовало реагирования в Республике Бурятия, Амурской и Магаданской областях.
Повсеместно выявлялись случаи передачи объектов ЖКХ по неконцессионным формам. В этом случае по инициативе прокуроров договоры расторгнуты. Прокуратура в ДФО со своей стороны активно участвует в выполнении госзадачи по передаче коммунальной инфраструктуры в концессию.
"По актам прокурорского реагирования в 2024 году заключено 34 концессии в отношении 1 тысячи объектов, что позволило дополнительно привлечь около 1,2 млрд рублей частных инвестиций", — отмечают в окружном управлении ГП.
Одновременно с этим Генеральная прокуратура фиксирует, что "во всех регионах округа установлено ненадлежащее исполнение концессионерами обязательств".
Работы по замене сетей и ремонту инфраструктуры зачастую выполняются только после вмешательства прокуратуры, а инвестиционные программы не утверждаются или срываются.
В ряде случаев прокуратуре приходится добиваться расторжения неэффективных соглашений через суд. В частности, ведомство приводит в пример случай в Республике Бурятия, где концессионеры ООО "Рубин" и ООО "Икибизяк" выполнили работы по замене 680 метров ветхих сетей и ремонту очистных сооружений только после вмешательства прокуроров, заявивших соответствующие требования. В Хабаровском крае под прокурорским вниманием концессионер заменил 2,2 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения в местных селах на сумму 12,3 млн рублей.
Федеральный контекст
Выводы Счетной палаты РФ, проводившей анализ концессионных соглашений в ЖКХ, подтверждают наличие системных проблем в этой области.
По данным аудиторов, на конец 2023 года на ЖКХ приходилось 85% всех реализуемых или завершенных концессионных соглашений. Но большую долю этих соглашений составляют формальные "псевдоконцессии" с незначительным объемом инвестиций. Так, 60,8% концессий заключены с объемом инвестиций менее 10 млн рублей, что свидетельствует о том, что концессии в ЖКХ не стали значимым механизмом привлечения внебюджетных средств.
Недостаточная эффективность реализации концессий, по мнению СП, обусловлена рядом системных проблем и ограничивающих факторов. Среди них: несовершенство концессионного законодательства, отсутствие достоверной информации о реализации КС, недостаточность и несистемность мер поддержки концессионных проектов, а также краткосрочная и непрозрачная тарифная политика в сфере ЖКХ.
Кроме того, по оценке аудиторов, инвестиционную привлекательность концессионных проектов снижает недостаточность системных мер господдержки этой сферы. Критический износ коммунальных сетей является серьезным вызовом для всех участников ГЧП. Износ коммунальной инфраструктуры в России достигает 58-60%, а на Дальнем Востоке ситуация еще хуже. В свою очередь СП заявляет, что изношенность коммунальной инфраструктуры является следствием недофинансирования отрасли ЖКХ.
На проблемы в реализации ГЧП в сфере ЖКХ правительство и Госдума в настоящий момент отреагировали ужесточением требований к концессионерам, включая обязательную разработку инвестиционных программ модернизации инфраструктуры, подтверждение опыта эксплуатации объектов ЖКХ, а также усиление контроля за тарифами. Данные требования начинают действовать с 1 сентября 2025 года.
Впрочем, представители профильных отраслевых организаций отмечают, что пока непонятно, как будет работать новый закон.
"Чтобы ситуация с концессиями существенно изменилась, нужно, в первую очередь, изменить отношение к ней со стороны региональных властей, для которых водоканалы как муниципальные предприятия пока более понятны и управляемы. Кроме того, необходимо изменить экономику отрасли в целом: при нынешних заниженных тарифах на воду, отмечает она, концессионеру практически невозможно окупить свою деятельность", — считает исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова (цитата по РГ (18+)).