Cтатс-секретарь — заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Муценек на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) рассказал ТАСС, сколько жилья возведено в России с использованием счетов эскроу и почему сфера жилищно-коммунального хозяйства — одна из сложных для регулирования
— По роду своей деятельности вы часто взаимодействуете с Госдумой и Советом Федерации, сопровождаете подготовку и выпуск нормативных актов по всем направлениям работы Минстроя. С прошлого форума прошел уже год, расскажите о некоторых наиболее значимых инициативах.
— Одним из значимых событий в жилищной сфере было распространение механизма эскроу-счетов на строительство ИЖС подрядными организациями. По поручению президента были подготовлены и в конце лета прошлого года приняты соответствующие законы. А с марта этого года механизм полностью заработал.
Счета эскроу зарекомендовали себя при строительстве многоквартирных домов (МКД). Отмечу, что сейчас в рамках долевого строительства, по данным ЕИСЖС, возводится 118 млн кв. м, из которых эскроу используется в 116 млн кв. м (98,4%). Всего с 2019 года с использованием счетов эскроу введено более 15,6 тыс. домов, это более 127,8 млн кв. м жилья.
По новому механизму сегодня уже заключено более 3 тыс. договоров на 22 млрд рублей, а общая площадь построенных домов составит 355 тыс. кв. м. Соответственно, спрос есть.
Также совместно с депутатами и сенаторами ведем системную работу по донастройке механизма комплексного развития территорий (КРТ). В марте этого года вступили в силу изменения, которые распространили механизм КРТ на ИЖС, ввели требование по достаточности инфраструктуры, установлению последовательности строительства жилых и инфраструктурных объектов, дали возможность корректировать условия решения и договора о КРТ.
Буквально на этой неделе в Совете Федерации одобрили закон, направленный на формирование системы государственного учета жилищного фонда. Основная идея — отражение в электронном паспорте дома всей информации в режиме реального времени. Теперь гражданин сможет получить всю интересующую информацию о его доме из одного достоверного источника.
— Какое направление регулирования считаете самым сложным?
—Жилищно-коммунальное хозяйство. Вопросы жилищно-коммунального обеспечения касаются каждого из нас и включают управление жилфондом и проведение капитального ремонта, обеспечение теплом, водой, канализацией и, соответственно, ремонт и модернизацию коммунальных систем, прохождение осенне-зимнего периода.
Надо понимать, что общая площадь жилищного фонда у нас составляет больше 4 млрд кв. м. Из них 2,5 млрд кв. м, или 967 тыс. домов, — это МКД. Протяженность коммунальных сетей у нас в стране почти 1 млн км, а объектов и систем коммунального хозяйства — 148 тыс.
Этот сложный механизм включает порядка 67 тыс. организаций, занимающихся управлением жилфондом, более 12 тыс. ресурсоснабжающих организаций. А в органах государственного жилищного надзора трудится больше 3 тыс. человек. Здесь важно комплексно и системно подходить к регулированию, учитывать позиции всех участников процесса, но обязательным приоритетом для нас являются интересы граждан.
— Какие инициативы находятся в разработке и могут быть приняты в 2025 году?
— Хотел бы обратить внимание на вопросы повышения качества управления многоквартирными домами. Мы работаем над усилением требований к управляющим организациям (УО). К рассмотрению в Госдуме во втором чтении готовится законопроект, устанавливающий необходимость соответствия УО требованиям к персоналу и материально-техническому обеспечению. Также предусматривается сокращение срока рассмотрения органами государственного жилищного надзора документов для выдачи лицензии на управление МКД.
Среди других важных вопросов в проработке — упрощение процедуры исключения многоквартирных домов из реестра лицензий при наличии нарушений управляющей организацией и повышение прозрачности проведения общих собраний собственников в МКД.Такжесовместно с депутатами прорабатываем такой сложный и социально важный вопрос, как управление малоэтажными жилыми комплексам. Он уже получил широкий общественный резонанс, так как позволит урегулировать отношения между собственниками жилых домов и земельных участков в жилых комплексах и иными субъектами права, в том числе оказывающими услуги в жилых комплексах. Планируем определить в законодательстве, что такое жилой комплекс, установить порядок управления и содержания имущества общего пользования в нем. Будут определены особенности проведения общего собрания собственников индивидуальных жилых домов и земельных участков в границах такого жилого комплекса, а также возможность выбора одного из трех способов управления: непосредственное управление, товарищество собственников недвижимости или управляющая организация.
Кроме того, совместно с депутатами и сенаторами готовим масштабные изменения механизма саморегулирования в строительстве. Соответствующие законопроекты были приняты в первом чтении, и сейчас готовим редакции ко второму.
— Касательно инициативы о совершенствовании саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве. Почему назрела эта необходимость?
— Основная задача института саморегулирования в сферах проектирования и строительства — обеспечить допуск на рынок добросовестных квалифицированных подрядчиков. На сегодняшний день действует 459 СРО в области инженерных изысканий, проектирования и строительства, в которые входят 182 тыс. организаций. По результатам проведенного Минстроем мониторинга деятельности СРО, пришли к выводу, что СРО не смогли сформировать действенные механизмы исключения из своих рядов недобросовестных подрядчиков.
Для разрешения сложившейся ситуации Минстрой разработал законопроект, которым вводится административная ответственностьСРО и должностных лиц за ряд нарушений. Среди них — прием в члены СРО лица, не соответствующего установленным требованиям, или непринятие мер по исключению такого лица, нарушение порядка применения мер дисциплинарного воздействия, нарушения при проведении СРО проверки деятельности своих членов, нарушения требований к размеру, порядку формирования и выплат, размещению и расходованию средств компенсационных фондов СРО, нарушение порядка, срока или периодичности проведения общего собрания членов СРО. То есть у Ростехнадзора появятся новые основания для привлечения СРО к ответственности. Причем в качестве альтернативы штрафу предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до трех лет за повторные нарушения.
Законопроектом ужесточается ответственность не только СРО, но и национальных объединений. В рамках федерального государственного контроля у Минстроя появятся полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении национальных объединений. В частности, за нарушение порядка оценки соблюдения СРО обязательных требований. Для усиления профилактики нарушений таких обязательных требований Минстрой наделяется полномочиями по направлению в национальные объединения СРО обязательных к исполнению требований. Кроме того, законопроектом предлагается упростить процедуру исключения сведений о СРО из государственного реестра.