Впервые после старта мусорной реформы на территории Уральского федерального округа появился новый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Власти Свердловской области утвердили в этом статусе компанию "ЭкоПарк", которая займется вывозом мусора в 22 муниципалитетах Западной зоны.
Смена главного по чистоте почти на трети территории Среднего Урала - мера вынужденная и экстраординарная. К ней привел громкий скандал. Летом прошлого года в ряде промышленных городов - Первоуральске, Ревде, Полевском - случился настоящий коллапс из-за плохой работы прежнего регоператора, компании "Экосервис". Бытовые отходы с контейнерных площадок густонаселенных муниципалитетов не вывозились неделями. Жители засыпали местные администрации и прокуратуру жалобами на скопившиеся горы мусора, расплодившихся крыс и неприятный запах.
Чтобы оценить масштаб коммунальной катастрофы, в Первоуральск выехал заместитель генерального прокурора РФ в УрФО Сергей Зайцев, следом прибыли губернатор и министр ЖКХ. Увиденное впечатлило: тут же в отношении руководства компании было возбуждено сразу два уголовных дела по статьям "Злоупотребление полномочиями" и "Выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности". Городские власти объявили масштабный субботник, пригнав во дворы для вывоза скопившегося мусора всю имеющуюся технику. И, естественно, встал вопрос об экстренной смене оператора по обращению с ТКО.
В "Экосервисе" свою нерасторопность объясняли отсутствием должного количества мусоровозов и отдаленностью полигонов, на которые приходится доставлять отходы. С техникой у оператора действительно была большая беда: своих мусоровозов компания почти не имела, львиную долю автопарка составляли машины субподрядчиков. А те из-за перебоев с оплатой работ в какой-то момент сотрудничать с регоператором отказались и в одностороннем порядке разорвали контракты. По версии следствия, получаемые с населения деньги компания направляла не на финансирование работ, а на сторонние счета. Сейчас бывшие партнеры через суды пытаются взыскать долги с провалившего работу регоператора. Так, минувшей зимой 17-й арбитражный апелляционный суд вынес решение взыскать с директора компании более 81 миллиона рублей.
После того как "Экосервис" лишили статуса регионального оператора, правительство региона на год заключило контракт на обслуживание Западной зоны с компанией "Спецавтобаза", за которой также закреплены Екатеринбург и восточные районы Среднего Урала. Для выбора ответственного на более долгий период областное министерство энергетики и ЖКХ объявило конкурс. Заявки на участие в нем подали четыре фирмы, в том числе "Спецавтобаза". Но выиграл в итоге новичок - "ЭкоПарк", учрежденный в декабре 2024 года Корпорацией развития Среднего Урала и ее дочерним предприятием - Богословским производственным бизнес-инкубатором. По каким критериям присуждена победа, пока не разглашается. Известно лишь, что наводить порядок на вверенной ему территории новый оператор начнет с 1 августа 2025 года.
Дать осечку в мусорном вопросе Свердловской области больше нельзя: в регионе образуется самое внушительное количество бытовых отходов на Большом Урале, а реализация проектов по сортировке и переработке тормозит. Если сразу после старта мусорной реформы в 2019 году Средний Урал регулярно входил в топ-10 лучших регионов страны, то в "Зеленом рейтинге-2024" он выпал даже из первой двадцатки, уступив Тюменской и Челябинской областям, занявшим соответственно 13 и 17 строчки.
Кстати, упомянутый рейтинг, ежегодно составляемый Российским экологическим оператором, формируется не только на основе цифр, экономических показателей и результатов реализации проектов по переработке мусора. Один из важных критериев - уровень удовлетворенности обращением с ТКО - формируется на основе опросов жителей региона.
Прямая речь
Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации:
- Предполагалось, что по всей стране будет выстроена четкая система сбора, сортировки, переработки и утилизации отходов. Однако региональные операторы, получающие сотни миллиардов рублей доходов, оказались фактически никому не подотчетны. То, что задумывалось как реформа, превратилось в регресс. Сейчас процесс перезапущен. У нас есть возможности эффективно решить вопрос обращения с ТКО.