Свет в конце тоннеля

Свет в конце тоннеля

В преддверии общего собрания членов Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК), которое состоится 25 апреля 2024 года, предлагаем вашему вниманию статью исполнительного вице-президента ОООР ЖКК), члена Экспертного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при Федеральной антимонопольной службе Владимира Александровича Нефедова «Свет в конце тоннеля».

Статья, опубликованная в июньском номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» за 2023 год, содержит комментарии в отношении Определения Верховного суда Российской Федерации от 13 марта 2023 г. по делу № 32-КГПР22-9-К1 о трудовом споре работников Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Теплотехник» с работодателем о перерасчете заработной платы, возложении обязанности выплачивать заработную плату в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, действовавшим в 2017 - 2022 годы, в которых рассмотрены обстоятельства, на основании которых сделан вывод, что работодатель обязан был исполнять ФОТС в отношении работников, а также ключевые моменты Определения, важные для работников сферы ЖКХ. В.А. Нефедов был участником Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2023» в номинации «Лучший экспертный материал по решению проблем кадрового обеспечения, организации и оплаты труда организаций ЖКХ».

Комментарии в отношении Определения Верховного суда Российской Федерации от 13 марта 2023 г. по делу № 32-КГПР22-9-К1 о трудовом споре работников Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Теплотехник» с работодателем о перерасчете заработной платы, возложении обязанности выплачивать заработную плату в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, действовавшим в 2017 - 2022 годы, заключенным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения

В начале комментария важно отметить несколько ключевых моментов:

- длительность судебного разбирательства с 2020 года (а история самого трудового спора длится с 2019 года: обращения первичной профсоюзной организации, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (далее - ОООР ЖКХ), и Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения(далее - Профсоюза жизнеобеспечения) к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А., в Российскую трехстороннюю комиссию по социально-трудовым отношениям (РТК), в Минтруд России, в Минстрой России, в ФАС России, в Роструд и другие органы власти федерального, регионального и муниципального уровня);

- показательный прецедент, когда организовались и подали иск 65 работников предприятия, причем рабочих профессий;

- отказ судов общей юрисдикции до момента рассмотрения в высшей судебной инстанции принимать во внимание императивный характер Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, действовавшего в 2017 - 2022 годы, заключенного ОООР ЖКК и Профсоюзом жизнеобеспечения (далее – ФОТС);

- несамостоятельность работодателя, являющегося муниципальным унитарным предприятием и находящегося под административным влиянием органов публичной власти, когда все решения принимались и транслировались органом местного самоуправления;

- активность первичной профсоюзной организации при помощи Саратовской региональной организации Профсоюза жизнеобеспечения;

- неопределенность позиции федеральных органов исполнительной власти, учитывая историю трудового конфликта, когда на запросы и жалобы работников предприятия в Минтруд России, Минстрой России, ФАС России, Роструд и даже в Администрацию Президента РФ не давалось прямого ответа об обязанности работодателем исполнять ФОТС, как правовой акт социального партнерства федерального уровня;

 - участие Генеральной прокуратуры в интересах работников в судебном процессе, проходящем в ВС РФ, на основании поданного кассационного представления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Пономарева Ю.А.;

- простоту (доступность) изложения доводов Верховного Суда Российской Федерации.

По итогам рассмотрения Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ нашла кассационное представление и кассационную жалобу подлежащими удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке ранее принятых судебных решений.

ВС РФ подробно исследованы обстоятельства, на основании которых сделан вывод, что работодатель обязан был исполнять ФОТС в отношении работников (приводим основные):

- вид деятельности Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Теплотехник» (далее – РМУП) находится в юрисдикции ФОТС (на основании Приказа Минстроя России от 27.04.2016 № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства» и основанного на нем приложения №4 к ФОТС);

- регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений (в данном конкретном случае – ФОТС);

- ФОТС в силу статьи 45 ТК РФ является правовым актом и, по смыслу изложенных в Определении ВС РФ норм ТК РФ, регулирует трудовые отношения наравне с ТК РФ;

- работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия ФОТС (которое на него распространено), коллективного договора и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 ТК РФ);

- если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к ФОТС не представили в Минтруд России мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным в комплексе его норм;

Констатация ВС РФ: После заключения Соглашения к нему могут присоединиться любые работодатели, в том числе добровольно, либо организации жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространено действие Соглашения на основании письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835, с официальным предложением организациям жилищно-коммунального хозяйства присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. Такое присоединение оформляется по решению сторон соглашения соглашением о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком (абзац первый пункта 10.4 Отраслевого тарифного соглашения).

Примечание ОООР ЖКК: применение ФОТС в процессе ценообразования, в т.ч. государственного тарифного регулирования, обусловлено пунктом 10.7 ФОТС на 2017-2022 годы – наличием подтверждения записи об организации в Федеральном реестре участников отраслевой системы социального партнерства, администрируемом ОООР ЖКК.

Аналогичная запись содержится в ФОТС на 2023-2025 г.г. (пункт 1.10).

- ВС РФ устранил неопределенность, связанную с отказами, установив, что к вышеуказанному отказу должен быть приложен протокол консультаций (с указанием оснований отказа, согласно критериям, установленным Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений или иным уполномоченным на это органом) работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющим работников данного работодателя, с поддержкой отказа. В соответствии с частью 3 статьи 8 ТК РФ устанавливается, что без совместного решения об отказе он не является мотивированным (абзац третий пункта 10.8 Отраслевого тарифного соглашения);

- в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия ФОТС, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками;

- системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями (в нашем случае – ФОТС), локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ);

- частью 5 статьи 135 ТК РФ предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (в нашем случае – ФОТС), локальными нормативными актами;

Констатация ВС РФ: Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.

Таким соглашением, заключенным полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, действие которого распространяется на Ртищевское муниципальное унитарное предприятие "Теплотехник", является Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (Примечание ОООР ЖКК: здесь речь идет о ФОТС, заключенном ОООР ЖКК и Профсоюзом жизнеобеспечения).

- ВС РФ детально рассмотрена взаимосвязь положений двух абзацев пункта 1.9 ФОТС, об учете его норм при ценообразовании и возможности корректировать заработные платы, в случае, если эти расходы не учтены соответствующими органами.

Констатация ВС РФ: Вследствие неправильного истолкования пункта 1.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки тому, что Соглашение, действие которого распространяется на Ртищевский МУП "Теплотехник", вступило в силу с 1 января 2017 г., и, поскольку Ртищевское МУП "Теплотехник" не представило в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению и в установленной законом процедуре действие этого соглашения или его отдельных положений в отношении Ртищевского МУП "Теплотехник" не приостановлено, с 1 января 2017 г. положения Отраслевого тарифного соглашения подлежали применению Ртищевским МУП "Теплотехник" при определении расходов на оплату труда работников предприятия, тарифы же на тепловую энергию и долгосрочные параметры регулирования для потребителей Ртищевского МУП "Теплотехник" установлены 23 ноября 2018 г. (постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области № 48/21). При установлении тарифов и долгосрочных параметров регулирования для потребителей Ртищевского МУП "Теплотехник" расходы на заработную плату работников Ртищевского МУП "Теплотехник" были определены без учета положений Отраслевого тарифного соглашения, что, вопреки выводам суда первой инстанции, не освобождает работодателя от обязанности соблюдать положения Отраслевого тарифного соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения и устанавливающего общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли.

Указывая в обоснование отказа в удовлетворении требований истцов о возложении на Ртищевское МУП "Теплотехник" обязанности выплачивать заработную плату в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением ссылку на то, что действия по установлению работникам размера заработной платы относятся к исключительным полномочиям работодателя, в связи с чем размеры тарифных ставок (должностных окладов) не могут быть определены судом, суд первой инстанции не принял во внимание, что в силу приведенного правового регулирования отношений, связанных с оплатой труда работника, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, которая разрабатывается на основе требований трудового законодательства и должна гарантировать работнику определение размера его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев. Следовательно, установление работодателем работнику заработной платы, включая размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, не может носить произвольный характер и определяться работодателем по своему усмотрению, то есть без учета регулирующих трудовые отношения норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также заключенных полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства коллективных договоров, соглашений, а в данном случае без учета Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы.

 - ВС РФ назвал вывод суда первой инстанции, положенного в основу решения об отказе истцам в удовлетворении исковых требований, о том, что установленные регулирующим органом тарифы на тепловую энергию отвечают принципу соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, неправомерным;

 - ВС РФ высказал позицию, что вопрос о соответствии установленных регулирующим органом тарифов на тепловую энергию требованиям закона не относится к предмету заявленного по настоящему делу иска о перерасчете истцам заработной платы в соответствии с ФОТС и о возложении на Ртищевское МУП «Теплотехник» обязанности выплачивать работникам данного предприятия (истцам по делу) заработную плату с учетом названного соглашения. Разрешая этот вопрос (о соответствии установленных тарифов законодательству о тарифном регулировании), суд первой инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований, не приведя при этом какого-либо правового обоснования необходимости рассмотрения в рамках настоящего вопроса о правомерности и законности установления тарифов на тепловую энергию для потребителей Ртищевского МУП «Теплотехник» на территории Ртищевского муниципального района Саратовской области;

- ВС РФ указал, что судом первой инстанции при рассмотрении дела были допущены и иные существенные нарушения норм процессуального права, также Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посчитала, что подобный формальный подход судебных инстанций (включая апелляционную и кассационную) к разрешению спора, касающегося трудовых прав работников Ртищевского МУП «Теплотехник», привел к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства и права работников РМУП на справедливую и компетентную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, в результате чего надлежащая защита прав и законных интересов работников как экономически более слабой стороны в трудовых отношениях не была обеспечена.

В итоге ВС РФ определил: отменить необоснованные предшествующие решения судов и направить дело на новое рассмотрение с учетом позиции ВС РФ.

Заключительные положения:

Защита прав работников является неотъемлемой составляющей общих прав человека, а их охрана – одним из приоритетных направлений государственной политики.

Вмести с тем количество дел по их защите остается неизменно высоким, что свидетельствует о востребованности судебной формы защиты.

Обеспечение должного уровня такой защиты является важной задачей правосудия, выполнению которой способствует качество принимаемых судами решений, однозначного толкования и применения норм права.

Защищая свое право на оплату труда в соответствии с ФОТС, заключенным ОООР ЖКК и Профсоюзом жизнеобеспечения, коллектив РМУП «Теплотехник» прошел долгий и трудный путь. Суд первой инстанции, апелляционный и кассационный суды исковые требования не признали.

Проверив материалы дела и доводы кассационного представления и кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ нашла необоснованным отказ в удовлетворении требований работников, отметив формализм судов при рассмотрении этого дела. Основанием для отмены послужило то, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, а также кассационным судом общей юрисдикции, были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Определением № 32-КГПР 22-9-К1 от 13 марта 2023 г. ВС РФ в очередной раз подтвердил правовой статус ФОТС и его значение в регулировании социально-трудовых и экономических отношений наравне с ТК РФ, а также необходимость формализованного участия всех работодателей сферы ЖКХ в отраслевой системе социального партнёрства во избежание рисков возможного банкротства и несостоятельности собственной хозяйственной деятельности.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...