Внедрение цифровых технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве 
стало государственной программой

Внедрение цифровых технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве стало государственной программой

Предлагаем вашему вниманию интервью с Первым заместителем Председателя Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ, доктором экономических наук, профессором, главным научным сотрудником института проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН) Леонидом Николаевичем Чернышовым «Внедрение цифровых технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве стало государственной программой».

В интервью, опубликованном в мартовском номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» за 2023 год, он подробно рассказал о правовых основаниях цифровой трансформации городского хозяйства и ЖКХ, определяющих задачи, последовательность, ответственных исполнителей и сроки внедрения информационных технологий на стадии эксплуатации объектов капитального строительства. Л.Н. Чернышов стал лауреатом Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2023» , заняв 3-е место в номинации «Лучший экспертный материал по решению проблем сферы ресурсоснабжения (водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, ТКО)».

Леонид Николаевич, в 12 номере нашего журнала в прошлом году мы уже касались вопроса внедрения технологий информационного моделирования на стадии эксплуатации объектов капитального строительства (жилых и общественных зданий, инженерных сооружений и сетей коммунальной инфраструктуры).

Материал Вашей статьи касался в основном организационно – технических аспектов осуществления этой деятельности со ссылками на поручение Президента РФ, нормы Градостроительного кодекса и ряд постановлений Правительства РФ.

То есть речь шла о том, как это будет делаться.

Существуют ли правовые основания, определяющие последовательность, ответственных исполнителей и сроки внедрения информационных технологий, на стадии эксплуатации объектов капитального строительства?

 Да, такие документы есть. Это «План мероприятий цифровой трансформации системы управления отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на базе интегрированной информационной системы управления в целях реализации стратегии "Агрессивное развитие инфраструктуры", утвержденный протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 21 мая 2021 г. № МХ-П49-79пр и Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2021 г. № 3883-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 г.» (с изменениями, внесенными 13.10.2022 постановлением №1817), а также Стратегия цифровой трансформации отрасли «Строительство, городское хозяйство и ЖКХ».

В этих многостраничных документах представлен комплексный подход к цифровой трансформации системы управления отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства, охватывающий все этапы жизненного цикла объектов капитального строительства (далее – ОКС) от их проектирования до утилизации.

Это сделано не случайно. Зарубежный опыт и практика внедрения программно-аппаратных комплексов и цифровых двойников в других отраслях отечественной экономики свидетельствуют о том, что реальная экономия, безопасное строительство и эксплуатация ОКС возможны лишь при их использовании на всех этапах жизненного цикла здания, сооружения или объектов городской инфраструктуры.

Цели и задачи цифровой трансформации отраслей строительства, городского хозяйства и ЖКХ, изложенные в этих документах, касаются, с одной стороны, адаптации системы городского управления к постоянным изменениям запросов общества (потребителей, бизнеса и др.), чтобы эти запросы прогнозировать и опережать, а с другой стороны, обеспечения многоплановой, комплексной работы с ОКС на основе преемственности, взаимопонимания и тесного взаимодействия специалистов и организаций различных направлений деятельности: проектировщиков, производителей строительных материалов и изделий, оборудования, строителей, финансовых, управляющих и ресурсоснабжающих компаний.

Приоритетом при обеспечении цифровой трансформации на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства является использование программно-аппаратных средств и программного обеспечения отечественного происхождения.

При этом в документе отмечается, что развитие городского хозяйства и ЖКХ по субъектам Российской Федерации находится в различном состоянии и характеризуется монополизмом ресурсоснабжающих организаций; сложностью перевода этой сферы муниципальной экономики на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление; неэффективностью деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами (далее - МКД); а также низким уровнем цифровой зрелости персонала этих организаций.

На фоне высокого износа основных фондов ЖКХ, отсутствия системы учета и мониторинга их технического состояния и износа, неэффективности управления и координации планирования развития основных сегментов сферы ЖКХ, на этапе жизненного цикла ОКС – «Эксплуатация» (в документах он обозначен как «городское хозяйство и ЖКХ»), цифровые технологии позволят собирать и использовать большой объем данных о состоянии элементов зданий и сооружений, инженерных систем и оборудования, в том числе вторично, многократно и в разрезе большего спектра задач, которые они выполняют для создания безопасных, доступных и комфортных условий для жизни граждан и формирования эффективной системы управления городским хозяйством.

В документах также отмечается, что «Достижение "цифровой зрелости" в отрасли жилищно-коммунального хозяйства будет достигаться за счет стандартизации применения интеллектуальных систем, технологии интернета вещей, применения принципа сквозных технологий на основе отечественных решений».

В разделе IV распоряжения Правительства РФ от 27.12.2021 № 3883-р указано, что ответственными соисполнителями по реализации «стратегического направления в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 г.» являются, в том числе:

«- ресурсоснабжающие организации;

- управляющие организации;

- юридические лица строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства».

Сроки реализации проекта в целом – 2030 год, а исполнителями, как следует из документа, помимо федеральных и региональных органов исполнительной власти определены и отраслевые предприятия.

Что конкретно предусмотрено этими документами в части, касающейся цифровой трансформации городского хозяйства и ЖКХ?

В настоящее время, исходя из анализа утвержденных и реализуемых в стране Национальных проектов, все больше внимания уделяется вопросам экологической и технической безопасности строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений, создаются инновационные инструменты их финансирования. При этом, не секрет, что основой системы безопасности таких объектов, является качественный анализ рисков, возникающих в процессе износа основных элементов и инженерных систем, а также полнота и достоверность исходной и накопленной информации о состоянии этих элементов и систем.

Исходя из этого, в Приложении 1 к «Стратегическому направлению в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года» отраслевых предприятий касается два проекта.

Первый проект, который, как вы понимаете, невозможно реализовать без участия ресурсоснабжающих организаций,направлен на:

- создание интерактивной формы на едином портале государственных и муниципальных услуг, предусматривающей возможность подачи опциональной заявки на техническое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения и сетям связи;

- унификацию процедур, связанных с технологическим присоединением объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

- сокращение срока реализации технического присоединения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, со сроками реализации 2021-2024 гг.

Второй проект — «Развитие клиентоцентричной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на базе государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства» со сроками реализации 2021-2025 гг. — направлен на обеспечение:

- эффективного управления отраслью жилищно-коммунального хозяйства;

- формирования института эффективного управления собственностью гражданами;

- формирования цифрового паспорта объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- прозрачных и обоснованных тарифов на продукцию и услуги ЖКХ;

- энергоэффективности сферы жилищно-коммунального хозяйства;

- повышения эффективности и снижение издержек отрасли, в том числе за счет разработки стандарта оснащения строящихся домов интеллектуальными устройствами;

- повышения эффективности жилищной политики и контрольно-надзорных функций в области жилищно-коммунального хозяйства;

- развития конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг;

- снижения тревожности и обеспокоенности населения проблемами жилищно-коммунального хозяйства;

- внедрения цифровых технологий для ведения бизнеса и, как следствие, повышения экономической эффективности компаний отрасли за счет использования дополнительных сервисов государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства;

- достоверности данных для принятия управленческих решений специалистами предприятий отрасли;

- раскрытия информации о ресурсоснабжающих организациях, деятельности управляющих компаний и домах, находящихся под ее управлением;

- выставления всех платежных документов и заключения договоров управления и ресурсоснабжения в электронном виде;

- приема и размещения 100 процентов показаний приборов учета к 2024 году с использованием информационных систем управления;

- сбора общественного мнения, голосования, решение коллективных вопросов средствами государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства;

- канала получения заказов на дополнительные услуги и, как следствие, роста выручки управляющих компаний;

- оцифровку 100 процентов эксплуатационных данных для анализа и сравнения в формате открытой информации.

Основой реализации этих проектов является создание цифровых двойников ОКС (о механизмах их создания упоминалось в статье «Элементы цифровизации процесса эксплуатации МКД -миф или реальность?» в журнале «ЖКХэксперт: экономика и право» №12, 2022). Такая цифровая модель, созданная по сценарию распоряжения Правительства РФ от 27.12.2021 № 3883-р, сделает прозрачной «цену владения» на всех этапах жизненного цикла объекта – от предпроектных изысканий до утилизации отслужившего свой срок здания, сооружения и/или оборудования и сетей инженерной инфраструктуры.

Если на первых этапах информационного моделирования системы автоматического проектирования и строительства (САПР) на основе электронных библиотек по сметам позволяют оптимизировать затраты по ценам проекта и строительства, то следующим шагом к цифровому двойнику будет являться многофункциональная платформа, позволяющая на основе инструментального мониторинга собрать «Большие данные» («BIG DATA») о реальном текущем состоянии ОКС в процессе эксплуатации.

Это позволит не только прогнозировать изменение технического состояния конструктивных элементов и инженерных систем ОКС, но и автоматически принимать решения, обеспечивающие надёжность и безопасность их функционирования.

Таким образом, собранные цифровые данные позволяют перейти от прогнозных (предиктивных) функций модели к проактивным, когда машинный интеллект и дополненная реальность делают это для каждого элемента ОКС мгновенно и предлагают обоснованное решение проблемы с учётом всей полноты накопленных сведений, обеспечивая эффективное управление на всех этапах жизненного цикла (CASL-модель (CALS – концепция, объединяющая принципы и технологии информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях, основанная на использовании интегрированной информационной среды (единого информационного пространства), обеспечивающая единообразные способы управления процессами и взаимодействие всех участников этого цикла: заказчиков продукции (включая государственные учреждения и ведомства), поставщиков (производителей) продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, реализованная в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными)).

При этом глубину анализа при необходимости можно будет расширить, добавив дополнительные данные или отметить их недостаточность.

Подобная «прозрачность» и обоснованность выбора предоставляет возможность быстро осуществлять инновации наиболее качественных технологий, выбирать лучших подрядчиков, блокирует коррупционные схемы, так как визуализация и прогноз технического и экономического состояния строительной и/или эксплуатационной деятельности организации становятся доступными для собственников жилья и объектов недвижимости, органов власти и контрольно - надзорных организаций.

Следует ли из проекта «Развитие клиентоцентричной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством ….», что его реализация направлена на создание безопасных, доступных и комфортных условий для проживания граждан в многоквартирном доме?

Как следует из приведенного перечня задач, решаемых проектом, в его основе лежит комплексный подход к системе безопасности и комфорта проживания в многоквартирном доме, который сегодня реализуется при строительстве и эксплуатации «Умных домов». В частности, такой подход предусматривает:

- взаимодействие систем инструментального мониторинга (датчики, системы наблюдения, сигнализации и т.п.);

- наличие автоматизированных систем анализа, принятия решений и архивации данных (компьютеры, маршрутизаторы и т.п.);

- наличие и функционирование исполнительных систем (автоматические инженерные системы, аварийные и охранные службы и т.п.) на основе разработанных и внедренных базовых алгоритмов.

При внедрении цифровых технологий многие параметры безопасности и принятия решений должны быть переведены в автоматический режим (пожаротушение, доступ по физиологическим параметрам человека, климатическое состояние помещений и другое).

Важным аспектом создания цифровых двойников гражданских зданий (CASL-модели), является тот факт, что он позволяет «воочию увидеть» результаты труда не только строителей, создавших объект недвижимости, но и работников ЖКХ, которые на протяжении десятилетий ведут кропотливую работу по поддержанию этого объекта недвижимости в безопасном для проживания и нахождении в нем людей, организовывая, обслуживая и ремонтируя различные подсистемы безопасности здания, к которым относятся:

1. Подсистема мониторинга технического состояния здания контролирует (визуальными и инструментальными, в том числе автоматическими методами) воздействие на ограждающие конструкции здания: радиации, температуры, воздушных потоков, осадков, газов и химических веществ, грозовых разрядов, радиоволн, электромагнитных волн, шума, звуковых колебаний, биологических вредителей, давления грунта, морозного пучения, влаги, сейсмических волн, блуждающих токов и вибрации.

2. Подсистема контроля и управления доступом. Аудиодомофоны или видеодомофоны (далее – домофоны) являются неотъемлемой частью инженерной инфраструктуры современного дома. Использование этой системы ограничивает доступ в подъезд. Установка домофона помогает справиться с проблемой вандализма и порчи общего имущества дома: сохранить в целости стены, лифт, почтовые ящики, электроосвещение на этажах и т. п. Кроме того, установка домофона снижает вероятность проникновения в подъезд случайных лиц и уменьшает риск преступных действий в отношении жителей.

3. Подсистема видеонаблюдения представляет собой видеокамеру, фиксирующую входящих в подъезд, подключенную к специальному записывающему устройству. Технические средства управления видеокамерами (поворотное устройство, трансфокатор — для дистанционной фокусировки) и аппаратно-программный комплекс обработки и записи видеоинформации (видеомагнитофон, компьютер) существенно облегчают и повышают эффективность работы диспетчера.

4. Подсистема охранной и пожарной сигнализации – важнейший элемент комплексной безопасности здания. Системы охранно-тревожной сигнализации (СОТС) в квартире управляется через систему общедомового сбора, обработки, хранения и отображения информации (ССОИ) централизованно, в автоматизированном режиме. В жилых зданиях СОТС оборудуются выходы в подвал, на чердаки или крыши, запасные выходы, технологические помещения.

СОТС и ССОИ должны обеспечивать протоколирование (архивирование) всех происходящих событий (постановка и снятие с охраны, тревожные сообщения, неисправности, переход на электропитание от резервных источников, корректирование времени и др.).

5. Подсистема диспетчеризации и мониторинга инженерных систем дома – это многоуровневая автоматизированная система диспетчеризации инженерных систем (СДИС), обеспечивающая управление оборудованием и сетевым хозяйством здания, контроль и учет потребляемых энергетических ресурсов и автоматизацию деятельности диспетчерских служб. Функционирование такой системы в рамках отдельного многоквартирного дома или группы домов ведет к значительному снижению затрат на энергоресурсы и повышению эффективности их использования (электроэнергии, газа, теплоносителя и воды).

Кроме того, СДИС предоставляет эксплуатационным службам и управляющим компаниям эффективный инструмент контроля, позволяющий оперативно решать организационно – технические и экономические задачи надежного функционирования инженерных систем и оборудования здания.

6. Подсистема контроля и управления микроклиматом в помещениях дома. Жилые помещения по площади, планировке, назначению, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, запылению, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать нормативным показателям и правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от срока эксплуатации жилого здания.

Микроклимат жилищ оказывает большое влияние на организм человека, определяет его самочувствие, настроение, отражается на здоровье. Основные его компоненты: температура, влажность, подвижность воздуха. Причем каждый из компонентов микроклимата не должен выходить за рамки физиологически допустимых границ и давать резких колебаний, которые нарушают нормальные ощущения человека и неблагоприятно влияют на его здоровье.

Сегодня приборы, оборудование и системы регулирования микроклимата помещений по их назначению и санитарным нормам широко представлены на рынке товаров и позволяют отслеживать и регулировать необходимые параметры микроклимата в автоматическом и “онлайн” режиме.

7. Подсистема защиты информации должна обеспечить конфиденциальность сведений о собственниках и арендаторах помещений МКД, фактах их продолжительного отсутствия в занимаемом жилом помещении. Кроме того, защите подлежит информация, обсуждаемая на собраниях собственников помещений в МКД, а также сведения, содержащие коммерческую тайну управляющей организации и графики выполнения работниками обслуживающих организаций своих функций.

Интеграция этих подсистем безопасности лежит в основе реализации проекта «Развитие клиентоцентричной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на базе государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства» в части управления и эксплуатации жилищного фонда.

Леонид Николаевич, как следует из приведенных документов и сказанного Вами, задача поставлена очень амбициозная. В тоже время, в самом документе дается оценка организационно – управленческого и экономического состояния сферы ЖКХ, как неудовлетворительного! В этих условиях насколько эта задача реалистична для исполнения отраслевыми предприятиями?

Прежде всего, необходимо исходить из того, что «жизнь не стоит на месте». Растущие темпы технического прогресса настолько велики, что градостроительные и инженерно-технические решения меняются буквально «на глазах», поэтому цифровые двойники ОКС – это насущная необходимость. С их помощью появляется возможность на любой фазе жизненного цикла провести любой виртуальный эксперимент по управлению, «проиграть» любую организационно–экономическую и техническую ситуацию на объекте.

По экспертным оценкам специалистов на каждой стадии жизненного цикла здания, сооружения, сетей городской инфраструктуры цифровая модель «приносит» от 10 до 15 % экономии средств.

Так, эксплуатация здания на основе информационной модели может дать значительный экономический эффект, который будет обусловлен:

- наличием цифрового двойника здания и его инженерной инфраструктуры, где компактно и надежно хранится и обновляется техническая, экономическая и другая информация;

- легким и быстрым доступом к этой информации;

- снижением рисков возникновения коллизий при планировании регламентных и ремонтных работ;

- возможностью автоматизировать процессы планирования и разработки документации (технической, финансовой, планов поставок, работ и пр.);

- возможностью автоматизировать мониторинг состояния элементов конструкции и инженерных систем здания;

- возможностью автоматизировать контроль за проведением работ.

При этом для ответственных исполнителей проекта «Развитие клиентоцентричной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством …» не секрет, что внедрение информационной модели многоквартирного дома будет сопровождаться целым рядом проблем, связанных, в частности, с:

- дороговизной программных продуктов;

- необходимостью в обучении персонала управляющих компаний пользованию информационными технологиями – повышением «цифровой зрелости»;

- введением должностей специалистов по информационным технологиям в штат управляющих компаний;

- отсутствием успешно реализованных проектов по эксплуатации жилых зданий на основе цифровых двойников.

Кроме того, и мы об этом уже говорили на страницах журнала, будет существовать как минимум два сценария.

 Первый сценарий будет касаться многоквартирных домов, для которых цифровые двойники были разработаны на стадии их проектирования и/или строительства, а управляющие компании будут использовать цифровую модель в период эксплуатации ОКС, дополняя ее необходимой информацией.

Второй сценарий будет касатьсясуществующих многоквартирных домов, для которых такие цифровые модели здания не разрабатывались – это, как вы понимаете, весь существующий жилищный фонд.

Тем не менее, здания, в той или иной степени, оснащены электронными устройствами, с помощью которых в домах осуществляется функционирование различных подсистем безопасности. В связи с этим, специалисты отмечают, что автоматизированные комплексы, на основе которых сегодня функционируют вышеупомянутые подсистемы безопасности МКД и предлагаемые для этих целей на рынке информационные системы, разработаны в разных программных средах. И «собирание их вместе» может сводить к нулю всю эффективность информационного моделирования – части проекта, выполненные в разных программах, в одну согласованную модель могут просто не объединяться.

И хотя уже появилась специальная терминология, поясняющая «происхождение» единой модели в случаях, когда (по разным причинам) информационное моделирование не является одноплатформенным, работа по созданию цифровых двойников на ранее построенных жилых зданиях предстоит большая!

На первую часть Вашего вопроса я, надеюсь, ответил. Что касается «реалистичности» исполнения этого проекта, отмечу, в постановляющей части распоряжения Правительства РФ №3883-р сказано: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при разработке и реализации региональных программ и иных документов стратегического планирования.»

Как это будет работать, посмотрим!

При этом нельзя забывать, что элементами стратегического планирования на местах, является реализация различных национальных проектов («Жильё и городская среда», «Экология», «Цифровая экономика» и другие), которые напрямую или опосредованно касаются вопросов создания, развития, модернизации, реновации различных объектов капитального строительства.

Исходя из этого, средства для создания цифровых двойников вновь строящихся зданий и объектов коммунальной инженерной инфраструктуры при их строительстве и модернизации могут быть предусмотрены.

Вопрос финансирования оцифровки зданий существующего жилищного фонда, на мой взгляд, пока остается открытым.

Отдельно хочу остановиться на кадровом обеспечении этой грандиозной, на мой взгляд, задачи. Этому вопросу государство также уделяет большое значение. Минцифра России, совместно с Минобрнауки, Минпросвещения и Минтрудом России осуществляют работу по цифровой трансформации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), учреждения образования на их основе вносят изменения в образовательные программы (ОПОП).

Активную роль в этом процессе выполняет Национальное агентство развития квалификаций и наш Совет по профессиональным квалификациям (СПК ЖКХ).

В течение 2019 – 2022 гг. отраслевые комиссии Совета актуализировали 11 и разработали 5 профессиональных стандартов, содержащих трудовые функции специалистов, которые должны обладать знаниями, навыками и умениями работы с цифровыми технологиями на стадии управления и эксплуатации ОКС водоснабжения и водоотведения, коммунального тепло- и электроснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, многоквартирными жилыми зданиями.

На их основе учебно–методические объединения (УМО) совместно с учреждениями среднего профессионального и высшего образования и СПК ЖКХ меняют ФГОС и ОПОП.

Цифровые компетенции, которые появляются в образовательных программах по направлению подготовки «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура», делают их более привлекательными для абитуриентов и студентов.

Особенно ярко это проявилось в последние два года, когда колледжи гг. Москвы и Санкт-Петербурга, Красноярского края, Иркутской, Костромской, Московской и Свердловской областей, а также университеты Архангельска, гг. Москвы и Санкт- Петербурга начали совмещать итоговую аттестацию выпускников с независимой оценкой квалификаций (проект ГИА - НОК).

На мой взгляд, в подготовке кадров, в части специалистов для работы с цифровыми двойниками объектов ЖКХ, мы идем в ногу со временем!

Беседовала главный редактор журнала «ЖКХэксперт: экономика и право»,

заместитель генерального директора

Научно-исследовательского центра муниципальной экономики,

Межецкая Вероника Анатольевна

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...