Необходимо готовить кадры, обладающие сплавом компетенций в области техники, экономики и управления

Необходимо готовить кадры, обладающие сплавом компетенций в области техники, экономики и управления

Предлагаем вашему вниманию интервью с профессором РАНХиГС, доктором экономических наук Евгением Михайловичем Блехом «Необходимо готовить кадры, обладающие сплавом компетенций в области техники, экономики и управления».

В интервью, опубликованном в ноябрьском номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» за 2023 год, он рассказал о проблемах образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о том, что нужно сделать, чтобы по окончании ВУЗа молодежь была заинтересована в работе в сфере ЖКХ. Е.М. Блех был участником Всероссийского конкурса профессиональных отраслевых экспертов «Эксперт ЖКХ-2023» в номинации «Лучший экспертный материал по решению проблем кадрового обеспечения, организации и оплаты труда организаций ЖКХ».

Евгений Михайлович, тема образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства сейчас не просто «на слуху», ей придается большое значение во многих программных документах. В развитие Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р (далее – Стратегия), появились две разработанные Минстроем России дорожные карты, о которых мы писали в прошлом номере нашего журнала: по развитию кадрового потенциала и по повышению престижности и востребованности профессий. Расскажите, пожалуйста и о них.

Прежде всего, попробую с позиции подготовки кадров ЖКХ дать краткий анализ Стратегии. Безусловно, это важный и необходимый документ фундаментального характера. Выделю принципиальный момент. Признание в Стратегии наличия двух самостоятельных отраслей: строительства и жилищно-коммунального хозяйства, которые являются «одними из самых значимых отраслей экономики нашей страны, определяют динамику ее развития, обеспечивают занятость, доходы миллионов граждан, а также вносят непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан» (см. раздел «Текущая ситуация в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве»). Казалось бы, что в разделе «Кадровое, научное и ресурсное обеспечение» должна идти речь о двух отраслях, но освещается только строительство. В разделе «Профессиональная трансформация в сфере жилищно-коммунального хозяйства» говорится только о необходимости решения трех вполне очевидных и давно известных задач: развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; повышение уровня компетенций руководителей и специалистов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, профильных ведомств; введение механизма систематического мониторинга прогнозирования кадровой потребности для отрасли. Вопросы реализации указанных задач в Стратегии отсутствуют, что не может не вызвать удивления. Понятно, что готовить такие документы достаточно сложно и как показывает практика невозможно учесть все «хотелки» как самих разработчиков, так и экспертного сообщества, но кадровое обеспечение отрасли ЖКХ – момент важнейший, а именно он оказался вне поля зрения авторов Стратегии.

К упомянутым Вами двум документам я бы добавил еще один - Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года. Все эти три документа естественно опираются на основные положения Стратегии. В них кадровая проблема ЖКХ упоминается скорее «из вежливости», а по сути, игнорируется.

Что, на Ваш взгляд, еще нужно включить в данные дорожные карты?

Представляется весьма полезным План мероприятий (дорожная карта) по работе рабочей группы «Развитие кадрового потенциала строительной отрасли» для повышения производительности труда. Раздел «Подготовка квалифицированных кадров» дополнить следующими мероприятиями:

· Подготовить план мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса до 2035 г.

· Подготовить целевые показатели подготовки специалистов сферы ЖКХ с высшим и средним профессиональным образованием по программам соответствующих ФГОС.

· Разработать макет и 3-5 пилотных проектов региональных программ подготовки кадров в ЖКХ.

В План мероприятий по развитию кадрового потенциала по блоку «Образование» на следующий год для жилищно-коммунального хозяйства включены мероприятия по формированию перечня рекомендуемых образовательных программ, разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, разработка (актуализация) и утверждение образовательных программ по использованию цифровых технологий (в том числе технологий информационного моделирования), разработка и утверждение перечня рекомендуемого материально-технического оснащения для реализации образовательных программ высшего образования. Можете рассказать, какие образовательные программы для сферы ЖКХ сейчас преподаются в РАНХиГС.

РАНХиГС – Президентская Академия исторически основное внимание уделяет подготовке кадров государственных и муниципальных органов управления, при этом серьезное внимание уделяет подготовке специалистов ЖКХ. В частности, реализуются две программы профессиональной переподготовки: «Управление жилищным фондом» и «Управление многоквартирными домами». Реализуются также краткосрочные программы повышения квалификации. В этом плане следует упомянуть Федеральный проект «Содействие занятости», согласно которому реализуется программа повышения квалификации по теме «Оперативное управление в ЖКХ».

Можете назвать ведущие ВУЗы страны, которые обучают жилищно-коммунальному хозяйству?

В настоящее время лицензию на право вести обучение по направлению «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» получили 17 ВУЗов архитектурно-строительного профиля. Среди них – Московский государственный строительный университет, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. Несколько ВУЗов (в частности, Российский государственный университет туризма и сервиса) готовят специалистов для ЖКХ по близкому направлению – Сервис.

Читала о создании отраслевого консорциума «Строительство и архитектура». На Ваш взгляд, имеет ли смысл присоединиться ВУЗам по нашим специальностям сферы ЖКХ к этому консорциуму или создать отраслевой консорциум сферы жилищно-коммунального хозяйства?

Добровольное объединение институтов строительного и архитектурного профиля для достижения образовательных, научных и экспертно-аналитических целей, связанных с разработкой и реализацией стратегических программ, направленных на научное сопровождение и кадровое обеспечение строительной отрасли, безусловно, заслуживает одобрения и поддержки. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание, что речь идет именно об отрасли «Строительство». Представляется весьма полезным подключение к консорциуму отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство».

В Стратегии в разделе «Профессиональная трансформация в сфере жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено мероприятие по синхронизации существующих инструментов государственной поддержки развития образования и кадрового обеспечения с потребностями отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Какой Вы видите эту государственную поддержку для Вашего университета? Достаточно ли сейчас имеющейся господдержки?

Основная задача документов типа «Стратегии-2035» – обозначить динамику развития на длительную перспективу и вполне обоснована их определенная декларативность. Это в полной мере относится к тезису о необходимости «синхронизации существующих инструментов государственной поддержки развития образования и кадрового обеспечения с потребностями отрасли жилищно-коммунального хозяйства». Аналогичный тезис присутствует и в разделе, посвященном профессиональной трансформации в строительной отрасли. С моей точки зрения, государственная поддержка образования необходима и должна заключаться в создании работающих механизмов (организационных и финансовых), стимулирующих подготовку и переподготовку кадров в сфере ЖКХ. В этой связи представляется полезной Государственная программа подготовки кадров ЖКХ по аналогии с Распоряжением Правительства РФ № 2077-р от 11 ноября 2013годаоб утверждении«Плана мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2013-2015 годы».

Достаточно ли преподавателей для обучения по специальностям сферы жилищно-коммунального хозяйства? Соответствуют ли они тем требованиям, которые предъявляет сфера ЖКХ к современным специалистам?

Нет, не достаточно. Развал в начале 90-х всей научно-образовательной инфраструктуры ЖКХ не мог не оказать своего негативного отношения на подготовку кадров высшей квалификации (докторов и кандидатов) в сфере ЖКХ. Их катастрофически не хватает, и готовить их необходимо опережающими темпами.

У меня на столе лежит подаренный учебник под Вашей редакцией «Жилищное хозяйство: экономика и управление». Какие на Ваш взгляд сейчас самые лучшие учебники сферы городского хозяйства?

В моей библиотеке есть замечательные учебники, в которых рассматриваются как экономические, так и технические аспекты, например, Экономика и управление жилищно-коммунальным хозяйством. (Грабовый П.Г., Кириллова А.Н. и др.), Техническая эксплуатация жилых зданий (Римшин В.И. и др.).

Какие нововведения сейчас применяются в методологии образования в городском хозяйстве? Слышала про квесты, хакатоны, проектные работы. Применяются ли в процессе образования цифровые технологии?

Методология преподавания предметов по ЖКХ ничем не отличается от других. Опытные и высококвалифицированные преподаватели активно используют на практических занятиях такие современные методы, как квесты и хакатоны, которые помогают студентам применить свои знания и навыки при решении практических задач, развивают командную работу и способствуют лучшему усвоению учебного материала. Неоправданно высокая стоимость учебников и учебных пособий побудила широкое создание электронных учебников, образовательных сайтов, медиаприложений. Получили развитие системы связей между учениками, педагогами, образовательными учреждениями через различные платформы и интернет-ресурсы.

Насколько востребованы сейчас выпускники РАНХиГС? На какой уровень зарплат они могут претендовать?

На сегодняшний день Президентская академия является крупнейшим университетом социально-экономического профиля в России и Европе – ежегодно в вузе обучается около 235 тысяч человек. Уровень зарплат выпускников вуза – один из ключевых показателей их востребованности как специалистов, и тот факт, что РАНХиГС ежегодно входит в топ-5 рейтинга SuperJob, подтверждает высокий уровень предоставляемых Академией образовательных программ. В сфере экономики и финансов больше всего — от 120 до 150 тысяч рублей — зарабатывают выпускники Финансового университета, РАНХиГС, МГУ, НИУ ВШЭ и МГИМО.

Участвует ли наша отрасль в федеральном проекте «Профессионалитет»? Если да, то расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

Программа «Профессионалитет» предназначена для средних учебных заведений. Она стартовала в 2022 году и предусматривает создание образовательно-производственных центров (кластеров), представляющих собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики. Совместно с работодателями учебные заведения должны готовить кадры для приоритетных отраслей экономики. Колледж РАНХиГС созданв 2008 году. Он предоставляет возможность освоить интересные востребованные профессии в едином образовательном пространстве Президентской академии. Обучение идет по 14 программам, но пока отсутствует направление, связанное с ЖКХ.

Как сделать так, чтобы по окончании ВУЗа молодежь была заинтересована в работе в сфере ЖКХ? Может быть вернуть распределение? Если снова взять мой пример, пример нашего генерального директора, мы пришли с Борисом Вадимовичем в нашу родную организацию, в которой уже более 30 лет работаем именно по распределению!

Распределение студентов после окончания учебы – вопрос сложный и неоднозначный. В настоящее время соотношение студентов на платных местах к бюджетным местам в российских вузах примерно 50 на 50%. Однако, необходимо отметить, что соотношение бюджетных и платных мест может различаться в зависимости от региона и уровня вуза. В некоторых регионах доля бюджетных мест может быть выше, чтобы привлечь больше студентов. Например, в таком ведущем ВУЗе, как МГСУ в 2023 учебном году по направлению подготовки «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» бюджетных мест не было выделено, а на коммерческий прием выделено 50 мест. Так что говорить о распределении в этом случае не приходится.

Если я правильно понимаю, в настоящее время не существует юридической основы для распределения студентов. Система государственного регулирования трудовых ресурсов ушла в прошлое, а навязать коммерческому предприятию взять того или иного специалиста вряд ли возможно. Тем не менее, вопрос с распределением студентов все чаще возникает, и я надеюсь, найдется сбалансированное решение.

Моя квалификация по диплому инженер-экономист, специальность «Экономика и организация строительства». Квалификация у нашего генерального директора – инженер-экономист по организации и управлению городским хозяйством. Может быть, в стране есть смысл «возродить» квалификации инженеров-экономистов и будет меньше проблем?

При подготовке специалистов для ЖКХ в целом, и для ведущей его части – управления МКД – необходимо исходить из характера решаемых проблем, к которым относятся техническая эксплуатация, экономика дома, организация управления, социальные и правовые вопросы работы с населением, взаимодействие с муниципальными органами управления и РСО.

Глубоко убежден, что современная и долгосрочная концепция инновационного развития ЖКХ России требует от сферы образования незамедлительных действий в плане интеграции инженерных, экономических и управленческих знаний.

Необходимо переосмыслить наш прежний опыт. Национальная система инженерно-экономического (управленческого) образования имеет глубокие исторические корни. До 1991 года подготовку специалистов с высшим инженерно-экономическим образованием вели ведущие специализированные вузы: Московский и Ленинградский инженерно-экономические институты (ныне ГУУ и СПбГЭУ), Московский институт народного хозяйства (РЭУ им. Г.В. Плеханова). Инженеров-экономистов готовили на кафедрах экономики и организации производства ведущих технических вузов – МВТУ им. Баумана, МАИ, Ленинградского и Уральского политехнических институтов. Всего более 40 отраслевых вузов готовили инженеров-экономистов и инженеров – организаторов производства практически для всех отраслей промышленности (машиностроительной, химической, радиоэлектронной, металлургической, нефтегазовой и др.), транспорта, строительства, городского хозяйства.

К сожалению, вся система подготовки инженеров, обладающих глубокими знаниями отраслевой экономики и управления конкретным производством, была разрушена, что следует признать серьезной и принципиальной ошибкой.

Настало время пересмотреть это ошибочное решение и рассмотреть все аспекты восстановления на современной основе крайне востребованной в реальном секторе экономики специальности инженера-экономиста и организатора производства. Необходимо готовить кадры, обладающие сплавом (именно сплавом, а не механическим суммированием) компетенций в области техники, экономики и управления. Только такие специалисты с высшим образованием, владеющие навыками организовывать и оптимизировать технологические и бизнес-процессы, способны осуществить технологический прорыв и модернизировать ЖКХ России.

Евгений Михайлович, а теперь, если не возражаете, личный вопрос в заключение интервью, по нашей традиции - можете рассказать немного о себе? Сколько уже в ЖКХ работаете, о Вашем профессиональном опыте. Это всегда читателям интересно.

В 1977 г. я прошел конкурс и был избран зав. Отделом экономики жилищного хозяйства института МосжилНИИпроект, который занимался как проектированием капитального ремонта жилых зданий в Москве, так и проводил довольно обширные исследования в сфере жилищного хозяйства. Институт очень тесно взаимодействовал со всеми научно-проектными организациями ЖКХ как в Москве, так и в СССР. Тогда исследованиям в сфере ЖКХ уделялось очень серьезное внимание, а Академия ЖКХ им. К.Д. Памфилова координировала все научные исследования. Постепенно, имея за плечами школу НИИ экономики строительства Госстроя СССР, удалось организовать целую серию исследований по экономике жилищного хозяйства и капитального ремонта. Результатом этих исследований стали многочисленные статьи, монографии, учебные пособия, а также докторская диссертация «Социально-экономические проблемы развития жилищного хозяйства», которая была защищена в МГУ в 1990 г. Преподавательская деятельность началась в 1979 г., продолжается и сейчас в качестве профессора РАНХиГС.

Спасибо большое, Евгений Михайлович, за такое обстоятельное интервью. У меня, знаете, был вопрос «не жалеете ли Вы, что так долго в жилищно-коммунальной сфере?», но я его переформулирую: «Гордитесь ли Вы, что работаете в ЖКХ?».

Большую часть своей сознательной жизни работаю в сфере ЖКХ и признаться никогда об этом не жалел. Считал и считаю, что развал научно-образовательной инфраструктуры ЖКХ грубейшая ошибка и прилагаю все свои знания и возможности к ее возраждению.

Беседовала главный редактор журнала «ЖКХэксперт: экономика и право»,

заместитель генерального директора

Научно-исследовательского центра муниципальной экономики,

Межецкая Вероника Анатольевна.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...