Отходный ряд: Минприроды пересмотрит норматив тарифа за вывоз мусора

Отходный ряд: Минприроды пересмотрит норматив тарифа за вывоз мусора

В России изменят ценообразование за вывоз мусора. Минприроды и Российский экологический оператор (РЭО) предложили по-новому оценивать объем отходов, за который платят граждане, чтобы приблизить его к фактическому. Об этом «Известиям» рассказали сами авторы инициативы. Хотя пока неясно, как такой шаг повлияет на размер суммы в квитанциях за ЖКУ. Депутаты Госдумы уверены: в РФ стоит оплачивать вывоз отходов по факту, то есть взвешивая их на придомовой площадке. Это позволит сократить стоимость услуги в два-шесть раз, оценили в комитете ГД по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Ближе к фактам

Минприроды и РЭО предложили новый способ оценки того, за какой объем вывезенного мусора должны платить граждане. Как пояснили «Известиям» в комитете Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, сейчас регионы сами устанавливают нормативы. Для этого специалисты четыре раза в год проводят замеры мусора, каждый этап длится семь дней. После анализа этих данных появляется конечный показатель, по которому и выставляют счета жильцам.

Но, как показывает практика, такой способ не дает реального представления о тех размерах мусора, которые люди генерируют и оплачивают, уверена зампред комитета Светлана Разворотнева. Например, на старте работы по такой системе нормативы Краснодарского края и Дагестана различались в 10 раз, отметила она. Плюс к этому в Пермской, Курганской, Костромской областях удалось доказать в суде: нормативы завышены в несколько раз.

В РЭО подтвердили, что для одного и того же продуктового магазина в соседних регионах нормативы могут отличаться в более чем в 10 раз. Новый метод расчета позволит снизить эту разницу впятеро, уверены там.

Для этого Минприроды и РЭО предлагают оставить существующие замеры, но теперь проводить их с сопровождением видео- или фотосъемки, а также с весовым контролем. Плюс добавить еще один способ оценки объема мусора — делать сравнительный анализ данных, для которого появятся новая формула и вводные. Это объем отходов в многоквартирных домах (базовый показатель) и поправочный коэффициент, заметили в Минприроды.

Базовый норматив — среднее значение за все время замеров отходов в регионе — умножают на коэффициент, который зависит от территории: например, дом, детский сад, другая площадка. Это позволит приблизить расчеты к фактическому образованию отходов. Новации авторов уже закреплены в совместном проекте постановления правительства, рассказали «Известиям» в министерстве. Как этот способ оценки объемов скажется на цене услуги, оценить сложно. В РЭО уверены, что оплата станет справедливой.

Взвесил, оплатил

Светлана Разворотнева предложила другой способ для решения проблемы с неточными нормативами, который, по ее оценке, может сократить платеж за вывоз мусора в два-шесть раз. Речь идет об оплате мусора по факту в тех домах, где люди практикуют раздельный сбор. Его следует взвешивать сразу на придомовой площадке, уверена Светлана Разворотнева. Парламентарий уже готовит необходимые поправки, которые дадут людям право переходить на такие платежи по факту, отметила она.

Депутат добавила, что часть отходов — это перерабатываемые фракции, которые граждане в некоторых регионах уже сдают на утилизацию. А это значит, что они самостоятельно сокращают вес мусора в контейнерах.

Светлана Разворотнева отметила, что в некоторых регионах жильцы уже сейчас отстаивают свое право на оплату мусора по фактическому объему. Правда, пока региональные операторы в таких случаях оценивают объем отходов по количеству контейнеров, что также может существенно отличаться от их взвешивания.

Для управляющих компаний важна большая прозрачность в процессе расчета стоимости тарифов, поэтому движение в этом направлении в целом правильное, сказал «Известиям» гендиректор многопрофильного холдинга в сфере ЖКХ «Городские инновационные технологии» Валерий Ковалев.

— То, что происходит с тарифами, вызывает много вопросов у жителей, ситуацию нужно менять, — уверен он.

Эксперт отметил, что предложение депутата пока технически сложно осуществить, так как не все регионы в РФ оборудовали площадки для раздельного сбора мусора.

Более жизнеспособно такое предложение будет звучать при повсеместном внедрении раздельного сбора плюс ограничении доступа людей на контейнерную площадку, помимо жильцов конкретного дома, согласна с коллегой член комитета по переработке отходов и вторичному сырью «Деловой России» Наталья Беляева. Хотя инициатива звучит справедливо, заметила она. Эксперт напомнила, что мусоровозы и сейчас взвешивают отходы на полигонах. Правда, они оценивают объем в килограммах, а регионы высчитывают норматив в кубометрах, напомнила Светлана Разворотнева. Как один показатель переводят в другой, остается загадкой.

Независимый эксперт в сфере ЖКХ Егор Клопенко отметил, что пока технически невозможно реализовать взвешивание мусора на придомовых площадках. У большинства операторов возникают проблемы с тем, чтобы вовремя собрать мусор, в этой ситуации сложно будет кого-то дополнительно обязать взвешивать и контролировать объем отходов, считает он.

Тариф регионального оператора складывается из экономически обоснованных расходов, уверен исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. На полигонах ведется коммерческий учет объема или массы таких отходов с помощью весов. Кроме того, при ежегодной корректировке учитываются фактические объемы ТКО — то есть отходы взвешивают. А значит, никаких проблем пока нет, сказал он.

Источник информации:
Известия
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Центр муниципальной экономики, Борис Вадимович
4 октября 2022 г., 11:16
Рейтинг: 5699
Сообщений: 579
Нравится: 9
Нe нравится: 0

Отзыв Центра муниципальной экономики (далее – Центр)
на проект Постановления Правительства Российской Федерации
«Об утверждении правил определения нормативов накопления
твердых коммунальных отходов,
изменении и признании утратившим силу некоторых актов
Правительства Российской Федерации» (далее – проект документа).

1. В пояснительной записке к проекту документа указано, что проведенный анализ показал наличие следующих проблемных вопросов:
- существенная вариация значений нормативов накопления ТКО, в том числе в сопоставимых субъектах Российской Федерации;
- разрозненность подходов к расчету, установлению и применению нормативов накопления ТКО.
Вызывает сомнение проведенный авторами анализ различий значений нормативов накопления ТКО с точки зрения «сопоставимости субъектов» ввиду отсутствия данного термина в законодательстве. И соответственно в Пояснительной записке не приведены условия этой сопоставимости.
В Пояснительной записке указано, что «в субъектах Российской Федерации наблюдается разрозненность подходов к расчету, установлению и применению нормативов накопления ТКО», что выглядит по меньшей мере странным, так как имеется единая методология, содержащаяся в постановлении Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
Две других перечисленных проблемы:
- систематические нарушения требований действующего законодательства к процедуре проведения натурных исследований (измерений количества ТКО) и расчету нормативов, в том числе несоответствие периодов и количества проведенных измерений количеству и периодам, установленным действующим законодательством, непроведение измерений массы образования ТКО, вычисление массы исходя из данных об объеме накопленных за соответствующий период (день) ТКО и значения плотности; математические ошибки, некорректное соотнесение объектов по категориям образователей отходов;
- в отдельных случаях – установление (корректировка) нормативов без проведения натурных исследований (измерений) либо установление нормативов накопления ТКО не на основании произведенных измерений
связаны как с отсутствием контрольно-надзорной деятельности за определением нормативов ТКО, так и с использованием в свой работе субъектами Российской Федерации не являющихся нормативным правовым актом Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 июля 2016 г. № 524/пр (см. определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 июня 2020 г. № АПЛ20-138), далее – приказ Минстрой № 524/пр.
По мнению Центра, целесообразно в проект Постановления включить существенные положения из приказа Минстроя № 524/пр для создания единых правил для установления нормативов накопления ТКО в виде единого нормативного правового акта.
В Пояснительной записке указано, что «установленные нормативы накопления ТКО не охватывают всей совокупности категорий образователей отходов». Считаем, что указанная проблема может быть решена, если перечень категорий образователей отходов будет включен в предложенные Правила в качестве обязательного приложения со ссылкой в подпункте б) пункта 3 проекта Правил.
Как пишут авторы в Пояснительной записке к проекту документа: «примененный субъектами Российской Федерации порядок формирования выборки для проведения обследований не гарантирует ее репрезентативности».
Отмечая эту проблему, авторы вместе с тем в проекте Правил не реализуют условие репрезентативности выборки в соответствии с основами статистики. В качестве возможного варианта можно использовать вариант репрезентативности выборки, применяемый в Правилах установления и определения нормативов потребления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306.
2. Проектом постановления предусматривается введение нового метода определения норматива накопления ТКО без проведения замеров – на основании сравнительного анализа с применением значений коэффициентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
По мнению Центра приведенный в проекте документа механизм определения нормативов накопления ТКО нельзя назвать «методом», так как у метода должна быть методология, а в данном случае она отсутствует. Также в пояснительной записке к проекту документа говорится, что так называемый «новый метод» осуществляется на основе сравнительного анализа, при этом не указывается, что с чем сравнивается и откуда берутся данные для его проведения.
По мнению Центра, установленные в Приложении 4 к Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для категории потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов, рассчитанные на основе сравнительного анализа» по 82 субъектам Российской Федерации нельзя считать достоверными и экономически обоснованными в связи с тем, что в самой же пояснительной записке указано, что «направленные субъектами Российской Федерации исходные данные были проверены на предмет достоверности представленных сведений и представленная значительным количеством субъектов Российской Федерации информация не могла быть использована для проведения дальнейшего анализа практики установления нормативов накопления ТКО: неполная информация, отсутствие исходных данных, недостоверные данные. В результате были использованы данные по замерам из более 30 тыс. отдельных наблюдений – замеров или их агрегатов, сделанных в 38 субъектах Российской Федерации». То есть для расчета по 82 субъектам (!) неким «методом сравнительного анализа» за базу была принята информация, основанная на не полностью достоверных данных, представленных субъектами Российской Федерации и эта недостоверная информация легла в основу построения (не расчета!) так называемых «нормативов генерации отходов различными объектами в муниципальных образованиях Российской Федерации» неким «рабочим инструментом моделирования» (не приведен в пояснительной записке и невозможно понять его логику и обоснованность) на основе эконометрического анализа (не приведен в пояснительной записке и невозможно понять его логику и обоснованность). Сам описываемый механизм уже вызывает сомнение в понимании термина «норматив накопления», так как исходя их пояснительной записки так называемые «нормативов генерации отходов различными объектами в муниципальных образованиях Российской Федерации» были построены, а не рассчитаны.
3.Раздел III проекта Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – проект Правил) называется «Расчет нормативов накопления на основе сравнительного анализа», при этом методология так называемого расчета базируется, как указано выше, на недостоверной и экономически не обоснованной информации, содержащейся в Приложении № 4 к проекту Правил и неких поправочных коэффициентах по массе накапливаемых отходов для категории потребителей, которые приведены в Приложении № 5, однако в представленных документах отсутствует их экономическое обоснование.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...