Мы уже сообщали, что Минприроды России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Центр муниципальной экономики представил отзыв на указанный проект, с которым мы предлагаем всем познакомиться.
Отзыв Центра муниципальной экономики (далее – Центр)
на проект Постановления Правительства Российской Федерации
«Об утверждении правил определения нормативов накопления
твердых коммунальных отходов,
изменении и признании утратившим силу некоторых актов
Правительства Российской Федерации» (далее – проект документа).
1. В пояснительной записке к проекту документа указано, что проведенный анализ показал наличие следующих проблемных вопросов:
- существенная вариация значений нормативов накопления ТКО, в том числе в сопоставимых субъектах Российской Федерации;
- разрозненность подходов к расчету, установлению и применению нормативов накопления ТКО.
Вызывает сомнение проведенный авторами анализ различий значений нормативов накопления ТКО с точки зрения «сопоставимости субъектов» ввиду отсутствия данного термина в законодательстве. И соответственно в Пояснительной записке не приведены условия этой сопоставимости.
В Пояснительной записке указано, что «в субъектах Российской Федерации наблюдается разрозненность подходов к расчету, установлению и применению нормативов накопления ТКО», что выглядит, по меньшей мере, странным, так как имеется единая методология, содержащаяся в постановлении Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
Две других перечисленных проблемы:
- систематические нарушения требований действующего законодательства к процедуре проведения натурных исследований (измерений количества ТКО) и расчету нормативов, в том числе несоответствие периодов и количества проведенных измерений количеству и периодам, установленным действующим законодательством, непроведение измерений массы образования ТКО, вычисление массы исходя из данных об объеме накопленных за соответствующий период (день) ТКО и значения плотности; математические ошибки, некорректное соотнесение объектов по категориям образователей отходов;
- в отдельных случаях – установление (корректировка) нормативов без проведения натурных исследований (измерений) либо установление нормативов накопления ТКО не на основании произведенных измерений связаны как с отсутствием контрольно-надзорной деятельности за определением нормативов ТКО, так и с использованием в свой работе субъектами Российской Федерации не являющихся нормативным правовым актом Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 июля 2016 г. № 524/пр (см. определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 июня 2020 г. № АПЛ20-138), далее – приказ Минстроя № 524/пр.
По мнению Центра, целесообразно в проект Постановления включить существенные положения из приказа Минстроя № 524/пр для создания единых правил для установления нормативов накопления ТКО в виде единого нормативного правового акта.
В Пояснительной записке указано, что «установленные нормативы накопления ТКО не охватывают всей совокупности категорий образователей отходов». Считаем, что указанная проблема может быть решена, если перечень категорий образователей отходов будет включен в предложенные Правила в качестве обязательного приложения со ссылкой в подпункте б) пункта 3 проекта Правил.
Как пишут авторы в Пояснительной записке к проекту документа: «примененный субъектами Российской Федерации порядок формирования выборки для проведения обследований не гарантирует ее репрезентативности».
Отмечая эту проблему, авторы вместе с тем в проекте Правил не реализуют условие репрезентативности выборки в соответствии с основами статистики. В качестве возможного варианта можно использовать вариант репрезентативности выборки, применяемый в Правилах установления и определения нормативов потребления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306.
2. Проектом постановления предусматривается введение нового метода определения норматива накопления ТКО без проведения замеров – на основании сравнительного анализа с применением значений коэффициентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
По мнению Центра приведенный в проекте документа механизм определения нормативов накопления ТКО нельзя назвать «методом», так как у метода должна быть методология, а в данном случае она отсутствует. Также в пояснительной записке к проекту документа говорится, что так называемый «новый метод» осуществляется на основе сравнительного анализа, при этом не указывается, что с чем сравнивается и откуда берутся данные для его проведения.
По мнению Центра, установленные в Приложении 4 к Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для категории потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов, рассчитанные на основе сравнительного анализа» по 82 субъектам Российской Федерации нельзя считать достоверными и экономически обоснованными в связи с тем, что в самой же пояснительной записке указано, что «направленные субъектами Российской Федерации исходные данные были проверены на предмет достоверности представленных сведений и представленная значительным количеством субъектов Российской Федерации информация не могла быть использована для проведения дальнейшего анализа практики установления нормативов накопления ТКО: неполная информация, отсутствие исходных данных, недостоверные данные. В результате были использованы данные по замерам из более 30 тыс. отдельных наблюдений – замеров или их агрегатов, сделанных в 38 субъектах Российской Федерации». То есть для расчета по 82 субъектам (!) неким «методом сравнительного анализа» за базу была принята информация, основанная на не полностью достоверных данных, представленных субъектами Российской Федерации и эта недостоверная информация легла в основу построения (не расчета!) так называемых «нормативов генерации отходов различными объектами в муниципальных образованиях Российской Федерации» неким «рабочим инструментом моделирования» (не приведен в пояснительной записке и невозможно понять его логику и обоснованность) на основе эконометрического анализа (не приведен в пояснительной записке и невозможно понять его логику и обоснованность). Сам описываемый механизм уже вызывает сомнение в понимании термина «норматив накопления», так как исходя их пояснительной записки так называемые «нормативы генерации отходов различными объектами в муниципальных образованиях Российской Федерации» были построены, а не рассчитаны.
3. Раздел III проекта Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – проект Правил) называется «Расчет нормативов накопления на основе сравнительного анализа», при этом методология так называемого расчета базируется, как указано выше, на недостоверной и экономически не обоснованной информации, содержащейся в Приложении № 4 к проекту Правил, и неких поправочных коэффициентах по массе накапливаемых отходов для категории потребителей, которые приведены в Приложении № 5, однако в представленных документах отсутствует их экономическое обоснование.