Центр муниципальной экономики представил отзыв на проект правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов

Центр муниципальной экономики представил отзыв на проект правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов

Мы уже сообщали, что Минприроды России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Центр муниципальной экономики представил отзыв на указанный проект, с которым мы предлагаем всем познакомиться.

Отзыв Центра муниципальной экономики (далее – Центр)

на проект Постановления Правительства Российской Федерации

«Об утверждении правил определения нормативов накопления

твердых коммунальных отходов,

изменении и признании утратившим силу некоторых актов

Правительства Российской Федерации» (далее – проект документа).

1. В пояснительной записке к проекту документа указано, что проведенный анализ показал наличие следующих проблемных вопросов:

 - существенная вариация значений нормативов накопления ТКО, в том числе в сопоставимых субъектах Российской Федерации;

 - разрозненность подходов к расчету, установлению и применению нормативов накопления ТКО.

Вызывает сомнение проведенный авторами анализ различий значений нормативов накопления ТКО с точки зрения «сопоставимости субъектов» ввиду отсутствия данного термина в законодательстве. И соответственно в Пояснительной записке не приведены условия этой сопоставимости.

 В Пояснительной записке указано, что «в субъектах Российской Федерации наблюдается разрозненность подходов к расчету, установлению и применению нормативов накопления ТКО», что выглядит, по меньшей мере, странным, так как имеется единая методология, содержащаяся в постановлении Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Две других перечисленных проблемы:

 - систематические нарушения требований действующего законодательства к процедуре проведения натурных исследований (измерений количества ТКО) и расчету нормативов, в том числе несоответствие периодов и количества проведенных измерений количеству и периодам, установленным действующим законодательством, непроведение измерений массы образования ТКО, вычисление массы исходя из данных об объеме накопленных за соответствующий период (день) ТКО и значения плотности; математические ошибки, некорректное соотнесение объектов по категориям образователей отходов;

 - в отдельных случаях – установление (корректировка) нормативов без проведения натурных исследований (измерений) либо установление нормативов накопления ТКО не на основании произведенных измерений связаны как с отсутствием контрольно-надзорной деятельности за определением нормативов ТКО, так и с использованием в свой работе субъектами Российской Федерации не являющихся нормативным правовым актом Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 июля 2016 г. № 524/пр (см. определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 июня 2020 г. № АПЛ20-138), далее – приказ Минстроя № 524/пр.

По мнению Центра, целесообразно в проект Постановления включить существенные положения из приказа Минстроя № 524/пр для создания единых правил для установления нормативов накопления ТКО в виде единого нормативного правового акта.

В Пояснительной записке указано, что «установленные нормативы накопления ТКО не охватывают всей совокупности категорий образователей отходов». Считаем, что указанная проблема может быть решена, если перечень категорий образователей отходов будет включен в предложенные Правила в качестве обязательного приложения со ссылкой в подпункте б) пункта 3 проекта Правил.

Как пишут авторы в Пояснительной записке к проекту документа: «примененный субъектами Российской Федерации порядок формирования выборки для проведения обследований не гарантирует ее репрезентативности».

Отмечая эту проблему, авторы вместе с тем в проекте Правил не реализуют условие репрезентативности выборки в соответствии с основами статистики. В качестве возможного варианта можно использовать вариант репрезентативности выборки, применяемый в Правилах установления и определения нормативов потребления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306.

2. Проектом постановления предусматривается введение нового метода определения норматива накопления ТКО без проведения замеров – на основании сравнительного анализа с применением значений коэффициентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

По мнению Центра приведенный в проекте документа механизм определения нормативов накопления ТКО нельзя назвать «методом», так как у метода должна быть методология, а в данном случае она отсутствует. Также в пояснительной записке к проекту документа говорится, что так называемый «новый метод» осуществляется на основе сравнительного анализа, при этом не указывается, что с чем сравнивается и откуда берутся данные для его проведения.

По мнению Центра, установленные в Приложении 4 к Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для категории потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов, рассчитанные на основе сравнительного анализа» по 82 субъектам Российской Федерации нельзя считать достоверными и экономически обоснованными в связи с тем, что в самой же пояснительной записке указано, что «направленные субъектами Российской Федерации исходные данные были проверены на предмет достоверности представленных сведений и представленная значительным количеством субъектов Российской Федерации информация не могла быть использована для проведения дальнейшего анализа практики установления нормативов накопления ТКО: неполная информация, отсутствие исходных данных, недостоверные данные. В результате были использованы данные по замерам из более 30 тыс. отдельных наблюдений – замеров или их агрегатов, сделанных в 38 субъектах Российской Федерации». То есть для расчета по 82 субъектам (!) неким «методом сравнительного анализа» за базу была принята информация, основанная на не полностью достоверных данных, представленных субъектами Российской Федерации и эта недостоверная информация легла в основу построения (не расчета!) так называемых «нормативов генерации отходов различными объектами в муниципальных образованиях Российской Федерации» неким «рабочим инструментом моделирования» (не приведен в пояснительной записке и невозможно понять его логику и обоснованность) на основе эконометрического анализа (не приведен в пояснительной записке и невозможно понять его логику и обоснованность). Сам описываемый механизм уже вызывает сомнение в понимании термина «норматив накопления», так как исходя их пояснительной записки так называемые «нормативы генерации отходов различными объектами в муниципальных образованиях Российской Федерации» были построены, а не рассчитаны.

3. Раздел III проекта Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – проект Правил) называется «Расчет нормативов накопления на основе сравнительного анализа», при этом методология так называемого расчета базируется, как указано выше, на недостоверной и экономически не обоснованной информации, содержащейся в Приложении № 4 к проекту Правил, и неких поправочных коэффициентах по массе накапливаемых отходов для категории потребителей, которые приведены в Приложении № 5, однако в представленных документах отсутствует их экономическое обоснование.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...