Бесплатный сыр - только в мышеловке

Бесплатный сыр - только в мышеловке

Депутаты Госдумы РФ разработали законопроект, который запрещает банкам взимать комиссию с граждан при перечислении платежей за жилищно-коммунальные услуги. Этот законопроект был принят Госдумой в первом чтении 14 апреля.

Совет Госдумы на заседании 26 мая принял решение отложить рассмотрение во втором чтении законопроекта.

Эту информацию подтвердил первый зампредседателя думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов. "Да, такое решение сегодня было принято на Совете Думы. Рассмотрение этого законопроекта перенесено на неделю, мы ждем официальную позицию правительства", - сказал он.

Пахомов уточнил, что позиции ряда ведомств расходятся, хотя они не диаметрально противоположны.

Инициатива вызвала споры в экспертном сообществе. 

Мнения экспертов были опубликованы в статье «Бесплатный сыр - только в мышеловке: отраслевые эксперты против законопроекта о запрете взимания комиссии как меры по защите потребителя ЖКУ», опубликованной в журнале «ЖКХэксперт: экономика и право» №4-5. Редакция журнала предоставляет возможность постепенного ознакомления с мнением экспертов.

 Екатерина Берестова, Директор МУП «ЕРКЦ г.Великие Луки»:

«Рассматриваемым законопроектом предлагается отменить взимание комиссии при оплате жилищно-коммунальных платежей не только в кредитных учреждениях, но и через платежных агентов. Здесь нужно, по всей вероятности, уточнить – почему платежные агенты взимают комиссию?  И не с юридической точки зрения. В этом случае все как раз прописано в Федеральном законе от 03.03.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Нужно понимать, что прием платежей – это такой же вид услуг, у которого есть своя стоимость. И стоимость эта складывается из многих составляющих: содержание самого помещения («коммуналка», охрана, «тревожные кнопки»), зарплата кассиров, налоги, содержание и техническое обслуживание онлайн-касс (что с недавних пор - совсем не дешевое удовольствие), обязательная инкассация наличности, эквайринг (по моему мнению - при оказании услуг безналичной оплаты, банками берется абсолютно грабительский процент при минимальных с их стороны затратах от 1,0% до 2,5. То есть люди, приходя, внося плату в пункте приема платежного агента за какую-то оказанную им услугу вполне справедливо и в рамках законодательства оплачивают комиссию – то есть плату за услугу по приему платежей этому платежному агенту. В дальнейшем платежный агент, приняв в удобном для населения месте, за небольшую (от 0,5% до 1,5%) комиссию, платежи по большому количеству различных квитанций по принципу «одного окна», сдает эти средства в банк (в случае налички), оперативно обрабатывает результаты приема (кто, сколько и за какие услуги оплатил), формирует реестр этих платежей, отправляет эти реестры в электронном виде поставщикам (заказчикам по договорам) и перечисляет в установленные договором сроки (как правило, не более 3 банковских дней) все эти платежи организациям, которым они предназначаются.

Наш ЕРКЦ выпускает квитанции не только по договорам с управляющими организациями, но и с ресурсоснабжающими предприятиями в части прямых договоров. Причем используемая нами программа позволяет нам включать платежи разных поставщиков в единый платежный документ, естественно с указанием всех реквизитов получателей средств, штрих-кодов и QR-кодов в дополнение. Конечно, создаваясь 16 лет назад, наши пункты приема организовывались в первую очередь для приема платежей «наших» квитанций – за ЖКУ. Но буквально спустя пару-тройку месяцев мы заключили договоры и на прием платы за услуги «Псковэнергосбыта», и «Псковрегионгаз», и Ростелеком, а также со многими кооперативными домами и ТСЖ, со школами, детскими садами, художественными и спортивными школами, страховыми компаниями и многими  другими предприятиями. Это позволило создать дополнительную сеть пунктов, где нашим горожанам можно оплатить свои счета, скажем так, «выйдя в тапочках» из квартиры. Для увеличения же сбора платежей за ЖКУ и дополнительного комфорта великолучан, мы организовали процесс внесения средств еще более удобным: через платежные системы, через отделения Почта России и Почта-банк, через ГИС ЖКХ, то есть уже и «не вставая с дивана». Тем не менее, хочу заметить, что, не смотря на все эти современные удобства быстрой и безналичной оплаты, условно говоря «в два клика», в наши пункты приема в настоящее время приходит до 70% (!) горожан.  И мнения о том, что услугами платежных агентов мало кто пользуется, очень ошибочны! Мы работаем в небольшом городе с населением в 100 тысяч человек. Мы – это муниципальное унитарное предприятия «Единый расчетно-кассовый центр г. Великие Луки». Существуем с сентября 2004 года. Нами осуществляется не только деятельность бухгалтерской направленности: расчеты, начисления платы за ЖКУ, прием населения, формирование и доставка квитанций. С самого начала нашей деятельности мы открыли свои пункты приема в различных частях города. В основном они располагаются в бывших домоуправлениях, теперь это офисы управляющих организаций. Кроме этого, мы открыли свои кассы и в банях и в некоторых магазинах. Есть район в нашем городе, где имеется наш пункт приема, а вот ни отделений Почты России, ни отделений какого-либо банка там нет. А в этом районе живет довольно много народу, к тому же совсем рядом, буквально через дорогу располагается большое предприятие ЗЭТО, где работают свыше 2-х тысяч наших горожан. 

Размер стоимости наших услуг составляет: от 0,5% до 1,5%. Оплачивая квитанцию за ЖКУ при среднемесячном начисленном платеже 2500-3000 рублей, плательщики вносят комиссию - 14 рублей – такой размер установлен для нашего муниципального предприятия решением городской Думы. А при платеже, например, за капитальный ремонт со средним начислением в 350-400 рублей, комиссия составляет всего 5-6 рублей  (или 1,5%). И мы на эти деньги живем. Как? Это другой вопрос. Не легко! Нас не датируют из бюджета. Но мы пытаемся заработать и на других видах своей деятельности (ведем расчеты кооперативным домам, разносим счета различным организациям, оказываем услуги « паспортного стола»). Одним словом, крутимся. Да, к сожалению, не можем похвастаться большими заработными платами, но стараемся их удерживать хотя бы на уровне средних по городу. Мы понимаем, что наше предприятие - социально-направленное. В нашем небольшом городе (как и во множестве подобных городов) живет в большинстве пожилое население. Более молодое поколение старается уехать в большие города. И это пожилое население приходит именно к нам. Потому что им так удобно. И,  по всей видимости, дешевле, что тоже не маловажно.

И если банки как-то найдут возможность покрыть расходы, связанные с приемом платежей, за счет каких-то других своих доходов, то мы, платежные агенты, этого сделать не сможем! Кредитными учреждениями предлагается, чтобы эти затраты погашали сами поставщики, в пользу которых принимаются платежи. И даже, если представить, что так оно и будет, то это сразу же отразится на их тарифах! Хотя, как РСО увеличить дополнительно тариф, имея индекс допустимого увеличения, устанавливаемого ежегодно, тоже большая загадка.   Ведь только от этого ушли. Сейчас население может само выбрать способ, как и где ему оплатить: получая пенсию на почте, либо в отделениях банков, совершить онлайн платеж или посетить кассу платежного агента. Кто-то выбирает то, что находится  поближе к дому, не смотря на размер комиссии, а кто-то, наоборот, пытается сэкономить, выбрав место оплаты, где комиссия минимальна. И это право выбора! Заложив в дальнейшем эти затраты в тарифы на коммунальные услуги, этого права население будет лишено. И получится опять: хотели, как лучше, а получилось….

Мое личное мнение – не отменять полностью комиссию, а просто установить на уровне правительства предельную «планку» размера этой комиссии, например, в процентном отношении. Кто-то будет работать за максимум, а кто-то сможет предложить и более низкий размер. И тогда у каждого жителя останется выбор!»

Шумайлов Евгений Шумайлов, Директор МП «Водоканал» г. Великие Луки:

«Законопроектом № 905546-7 предлагается установить запрет на взимание кредитными организациями, платёжными агентами, банковскими платёжными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг.

В настоящее время указанные организации вправе удерживать с граждан комиссионное вознаграждение за выполнение операций, связанных с приёмом денежных средств в счёт оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

На сегодняшний день сложилась определённая система, когда каждый гражданин Российской Федерации имеет право выбора оплаты за жилищно-коммунальные услуги в удобных для него организациях. Каждый сам соглашается на размер комиссии, которая на сегодня составляет от 0 до 3% .

Возможно, в дальнейшем законодатель переложит оплату комиссий банкам, платёжным агентам, операторам почтовой связи на ресурсоснабжающие организации. И тогда ресурсоснабжающим организациям придется платить комиссию или создавать пункты по приёму платежей, для чего необходимо будет арендовать помещения, нести трудовые затраты, а также затраты на покупку и обслуживание необходимой оргтехники.

При этом рост тарифа ограничен. Рост размера платы граждан ограничен предельным индексом с ориентацией на уровне инфляции.

Следует оставить за гражданином возможность выбирать удобные для него организации по оплате за жилищно-коммунальные услуги. И если будет принят закон в части введения запрета на взимание комиссии, то в дальнейшем ресурсоснабжающим организациям не будет установлена обязанность оплаты комиссий банкам и другим организациям».

 

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...