Тарифы растут, но на модернизации коммунальной сферы это почти не сказывается

Тарифы растут, но на модернизации коммунальной сферы это почти не сказывается

Темпы деградации основных фондов коммунальной инфраструктуры уже выше темпов роста тарифов. Об этом сообщили «НГ» в Минстрое. По официальным данным, доля жилищно-коммунальной инфраструктуры, нуждающейся в модернизации, составляет сейчас от 30 до 45%, а по экспертным оценкам – от 60 до 70%. С годами ситуация не улучшается, а наоборот, в 90-е она была лучше. Минстрой разрабатывает Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) до 2035 года, в которой будут определены принципы развития инвестиционного потенциала отрасли.

Граждане РФ недовольны состоянием коммунальной инфраструктуры в своих домах, показал недавний опрос Левада-Центра. Как следует из результатов опроса, главной проблемой, связанной с жильем, для респондентов оказалась «плохая вода (пахнет хлоркой, ржавая, мутная)». Недовольных ее качеством оказалось 18% опрошенных. Сбои в подаче воды беспокоят еще 15% опрошенных. А необходимость в косметическом или капитальном ремонте в том числе из-за плохой работы коммуникаций видят 18% и 16% россиян соответственно. Негативные оценки жителей РФ более чем оправданны. В стране слишком высока доля жилищно-коммунальной инфраструктуры, которую нужно срочно модернизировать.

Так, около 45% уличной водопроводной сети, свыше 44% уличной канализационной сети и почти 30% тепловых и паровых сетей нуждаются в замене, сообщает Росстат. Ситуация значительно хуже, чем была, например, в середине 90-х, когда доля сетей, требующих замены, была ниже примерно в два раза. Кроме того, в системе теплоснабжения потери составляют сейчас в целом по стране 12,5% от подачи тепла. Это максимальный показатель за последние несколько десятилетий, в 1995 году потери тепла не достигали и 5%.

Экспертные оценки еще хуже, чем официальные. «По разным оценкам, от 60 до 70% сетей водо- и теплоснабжения, водоотведения в России нуждаются в срочной реконструкции. Если не предпринимать кардинальных стратегических решений, их доля будет увеличиваться, – сказал «НГ» доцент Российского экономического университета Алексей Яшкин. – Сейчас объемы реконструкции инфраструктуры ЖКХ не успевают за скоростью изнашиваемости».

В Минстрое не раз призывали ориентироваться не столько на протяженность ветхих сетей, сколько на число аварий. По итогам отопительного сезона 2018/19 года оно снизилось на 10% по отношению к показателям предыдущего сезона, сообщал глава Минстроя Владимир Якушев. По сравнению с 90-ми годами число аварий снизилось в разы.

Однако, как говорят эксперты, это свидетельство не столько улучшения в отрасли, сколько попыток решать проблемы по мере их поступления. «То есть ликвидируют аварии, а не причины их возникновения. Хотя основная причина – это почти всегда физический износ», – пояснил «НГ» директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «В большинстве случаев не проводится капитального ремонта сетей, закупается неэнергоэффективное оборудование, потребляющее большое количество энергии», – обратил внимание директор департамента промышленного и бытового оборудования «Грундфос» Сергей Захаров.

Как пояснил «НГ» замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров, «изношенность сетей обусловлена тем, что большая доля коммунальной инфраструктуры была создала еще в советское время; другая часть построена в 90-е годы, и эти объекты отличаются низким качеством строительства и материалов, в связи с чем также имеют высокий износ».

Замглавы Минстроя сделал важное уточнение: «Темпы деградации основных фондов коммунальной инфраструктуры уже выше темпов роста тарифов». И это – несмотря на то, что население платит за коммунальные услуги все больше.

Как говорит Алексей Яшкин, изношенные трубы и оборудование требуют частого ремонта, снижается теплопроводимость и, как следствие, необходимо больше топлива. Такие издержки в конечном счете перекладываются на потребителя. Но это не оплата будущего развития, а компенсация уже случившихся потерь.

«Тарифы растут, однако на самом деле никакой корреляции между их ростом и расходами непосредственно на содержание инфраструктуры и коммуникаций нет», – говорит Дмитрий Жарский. «Хоть в тариф и закладывается стоимость обслуживания коммуникаций, это всего лишь один из факторов, далеко не единственный», – поясняет он.

Дальнейшим повышением тарифов проблему не решить, нужно «масштабное реформирование всей сферы ЖКХ», говорит Жарский. «Несомненно, надо реконструировать, но за чей счет?  – задается вопросом Яшкин. – Для населения такая ноша непосильна, особенно для жителей маленьких городов и поселков. И это связано не только с низким уровнем доходов, но и с высокой долей инфраструктуры на одного жителя. Бизнес участвовать в государственно-частном партнерстве в сфере ЖКХ не очень хочет, так как вложения и риски огромные, а отдача минимальна. Муниципальные образования не имеют в бюджете средств на реконструкцию, а субсидий выделяется крайне мало. Остается надежда только на государственные бюджеты различных уровней».

«Полагаю, что ситуацию помогут улучшить комплексные инвестиционные программы, предусматривающие возврат вложенных средств для инвесторов, – поясняет Сергей Захаров. – Выходом могло бы стать распространение инструмента, чем-то похожего на энергосервисный контракт, но учитывающего расходы не только на энергию, но и на ремонтные работы, содержание аварийных бригад, диспетчеров». Это договор, фиксирующий возмещение затрат инвестора за счет будущей экономии от снижения количества аварий и т.п.

Вице-премьер Виталий Мутко ранее анонсировал кардинальный пересмотр стратегии развития ЖКХ и ее синхронизацию с нацпроектами. Как сообщил «НГ» замминистра Максим Егоров, Минстрой детально проанализировал сложившуюся ситуацию и понимает, какие действия необходимы для развития инвестиционного потенциала отрасли и упрощения правил работы на рынке. «Определим эти принципы в Стратегии развития ЖКХ до 2035 года, которую сейчас разрабатываем», – сказал он. По его словам, государство понимает свою ответственность. Было «разработано несколько механизмов бюджетной поддержки модернизации сферы ЖКХ», подчеркнул он.

«Ряд из них уже находятся в стадии реализации, например, федеральные проекты «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология», программа по модернизации коммунальной инфраструктуры за счет средств Фонда ЖКХ. Также разрабатывается отдельная программа по модернизации коммунальной инфраструктуры с износом более 60%, – перечислил Егоров. – Практика реализации этих проектов позволит определить необходимую систему мер господдержки модернизации, развития коммунальной инфраструктуры и участия бизнеса в этих процессах». 

Источник информации:
Независимая газета
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...