Шойгу обязали погасить коммунальные долги

Шойгу обязали погасить коммунальные долги

  Минобороны заявило о начале реформы подведомственного ЖКХ. Для военного ведомства это, пожалуй, самая проблемная сфера – накопленные за услуги ресурсоснабжающих организаций долги, которые уже достигли гигантских объемов и продолжают расти. Будет ли ликвидирована задолженность в результате реформирования, сегодня сказать никто не может. Подробности – в материале «Федерал Пресс».

 История вопроса

В 2009 году Министерство обороны поручило обслуживание ведомственного жилищно-коммунального хозяйства нескольким компаниям: «Оборонэнерго», «РЭУ» и «Славянка», объединенным в холдинг «Оборонсервис». Учредителем этих компаний и единственным заказчиком по госконтрактам выступило само военное ведомство. Прогрессивность этого шага сомнений не вызывала: налицо были и просчитанная экономическая эффективность, и мировой опыт, и последовавший вслед за реформой рост престижа армии в обществе. Однако через шесть лет разразился громкий коррупционный скандал, в результате которого в 2015 году компании были заменены на новые, а холдинг стал называться «Гарнизон».

Немалые долги старых аутсорсинговых компаний перед поставщиками коммунального сырья и услуг, накопившиеся за эти годы, Минобороны оставило без внимания, а в общественном сознании укоренилась мысль о том, что новые организации - «ГУ ЖКХ» и «ГУЖФ» - получили их, так сказать, «в наследство».

В прошлом году ситуация накалилась до предела: в регионах за долги начались отключения военных объектов от электро- и теплосетей, водоотводов. Очевидно, что на сегодняшний день это главная, хотя далеко не единственная, проблема армейского жилищно-коммунального комплекса. На этом фоне Минобороны сообщает устами издания «Коммерсантъ» о решении провести реформу ведомственного ЖКХ.

Что изменилось с 1 апреля

Согласно сообщению Минобороны, «смысл реформы военного ЖКХ сводится к отказу от аутсорсинга и переходу на прямые контракты с поставщиками» (здесь и далее – цитата по изданию «Коммерсантъ»). Суть реформы – в создании некой «новой системы», которая «строится вокруг специально созданного ФГБУ “Фонд жилищно-коммунальных услуг”», призванного «повысить контроль над расходами и значительно снизить коррупцию». «”Модель аутсорсинга с первых дней своего существования стабильно приводит к отрицательным показателям деятельности, наличию долгов перед ресурсоснабжающими организациями и регионами РФ”, - пишет министр обороны, добавляя, что сложившаяся система “требует постоянного административного вмешательства органов военного управления в вопросы безаварийного обслуживания ЖКХ”».

По логике военного ведомства выходит, что создание ФГБУ решит проблему образования задолженности. Но даже поверхностное изучение темы убеждает в обратном: проблема гораздо шире, и заключается она в системе и практике бюджетного финансирования ведомственного ЖКХ. Однако именно о проблеме хронического недофинансирования и задолженности Министерства по выполненным госконтрактам в письме – ни слова. Выходит, что реформа не затрагивает корень проблемы и состоит в чисто технической замене одних должников, от которых армия уже отреклась, на других (пока еще потенциальных) – своих армейских.

Должники и кредиторы

С конца 2015 года коммунальный комплекс Минобороны обслуживает АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» («ГУ ЖКХ»). Долг предшественников «ГУ ЖКХ» поставщикам ресурсов, что очень показательно, составлял уже на тот момент более 50 млрд рублей. Как видно, проблема коммунальных долгов Минобороны – не нова.

О критичном наращивании долгов из-за сокращения бюджетного финансирования в начале 2015 года предупреждала Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК). В заявлении Ассоциации тогда указывалось: «средств, выделенных бюджетом, для оплаты энергоресурсов недостаточно». Сегодня, первый замглавы Ассоциации Е. Фатеева отмечает «системность долгов структур Минобороны», что связано, по ее мнению, «с излишней экономией бюджетных средств, при планировании затрат». С точки зрения энергетиков, ГУ ЖКХ предпринимало усилия к погашению долга, но тщетно: «В протоколах всех их совещаний по проблеме долгов стоит пожелание навести порядок в доведении до них бюджетных средств, предназначенных для оплаты энергоресурсов. Но этого не происходит».

Вопросы без ответа

Вполне возможно, что «новая система» военного ЖКХ – не вполне хорошо забытая старая, работавшая еще в дореформенной армии советских времен. Создание ФГБУ «ФЖКУ» и других специальных фондов при управлениях Минобороны, фактически означает перекладывание ответственности за коммунальные проблемы на командующих округами и командиров воинских частей. Только вот как они будут справляться с этими проблемами в современных реалиях – большой вопрос…

Другим вопросом без ответа остается пока многомиллиардный долг подведомственных Минобороны компаний. Отречься от него второй раз подряд у военных вряд ли получится. В Белом доме, по сведениям «Коммерсанта», серьезно настроены этого не допустить. Озвученная изданием «Коммерсантъ» позиция правительства предписывает военному ведомству «принять меры по недопущению задолженности за коммунальные услуги (ресурсы), поставляемые для нужд Минобороны, а также по погашению имеющейся задолженности».

И самое главное: остается непонятным как создание пусть даже очень большого и сверхцентрализованного ФГБУ решит проблему недофинансирования погрязшего в долгах военного ЖКХ. Очевидно, что апрельской реформы для этого недостаточно. Нужно менять весь имеющийся порядок этой сферы, а главное – восстановить утраченное за последние годы доверие ресурсоснабжающих организаций и поставщиков услуг.

Источник информации:
РИА ФедералПресс
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...