loading...
Журналы ЖКХ
Работы и услуги

Нормативы потребления
Нормативы потребления
Расчет (разработка, установление, утверждение) нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе внутри жилого помещения, на ОДН и при использовании земельного участка. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определены Правилами, разработанными нашим Центром и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306 в редакции Постановления от 28.03.2012 г. № 258.

Новости ЖКХ

31-03-2015

Неплатежи в коммунальной сфере могут исчезнуть с введением прямых расчетов потребителей с РСО

Источник информации: Российская газета

Государственная дума В этом году одним из главных законодательных новшеств в сфере ЖКХ, которые будут обсуждаться в Госдуме, должен стать так называемый "закон о неплатежах". Проект закона N 500410-6 "О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ (в части создания необходимых условий для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли ЖКХ)", переданный в Госдуму в конце прошлого года, должен быть рассмотрен в весеннюю сессию.

Необходимость реформирования законодательной сферы ЖКХ назрела уже давно. По-прежнему острой остается проблема баланса интересов во взаимоотношениях ресурсоснабжающих организаций (РСО), управляющих компаний (УК) и конечного потребителя услуг - населения.

Сейчас система устроена несбалансированно: цепочка движения ресурсов и платежей разрывается на управляющей компании. Деньги, которые УК собирает с потребителей ресурсов, доходят до РСО не в полном объеме. И реально работающей системы ответственности в этом механизме нет. "В соответствии с законодательством почему-то ошибочно решено, что коммунальный ресурс у снабжающих организаций на границе многоквартирного дома приобретает УК. На деле участниками общей долевой собственности на объекты внутридомовых инженерных систем являются именно жильцы - собственники помещений. И внутридомовые инженерные системы УК никоим образом не передаются, она по поручению собственников лишь обеспечивает надлежащее техническое состояние этих систем, содержит их и ремонтирует. Исходя из этого вся деятельность УК по оказанию коммунальных услуг с использованием внутридомовых инженерных систем, сбору платежей и перечислению их в счет оплаты за коммунальные ресурсы носит агентский характер. Поэтому управляющие компании, выполняя, по сути, лишь функции агента, не заинтересованы в 100-процентом сборе платежей - им не выплачивается вознаграждение при повышении собираемости, у них нет рисков при накоплении задолженности, - объяснил президент компании "Российские коммунальные системы" Павел Курзаев. - Кроме того, в большинстве случаев исполнители коммунальных услуг вне зависимости от способа управления многоквартирных домов (УК, ТСЖ, ЖСК и пр.) не обладают необходимой квалификацией, а главное, мотивацией к качественному обслуживанию и эксплуатации внутридомовых инженерных сетей - холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления. В результате потребитель получает услугу низкого качества на фоне постоянного роста совокупного платежа, обусловленного, в том числе, высокими расходами на общедомовые нужды".

2,5 миллиарда рублей общая задолженность перед РКС исполнителей коммунальных услуг по оплате холодной воды и водоотведения в 2014 году

Эти системные ошибки, которые остались на законодательном уровне, когда Жилищный кодекс только принимался, привели к тому, что у УК нет стимула качественно предоставлять услуги. Из-за этого страдают как потребители, так и РСО. Очевидно, что лучший механизм повысить собираемость платежей - ограничить ресурс. Но у РСО нет на это прав, впрочем, как нет и гарантий, что они получат свои деньги.

Проблема недополучения заложенной в тарифе выручки РСО не ограничивается низкой собираемостью платежей с населения. Последние годы массовыми становятся случаи вывода денег УК через мошеннические схемы, банкротства старых "пустых" УК, фальсификации документов о принятии собственниками решений о заключении договоров управления с новыми УК - клонами старых. Это происходит в Перми, Благовещенске, Самаре, Кирове и Петрозаводске. "Ситуация тупиковая, и бороться с ней практически невозможно. Задолженность УК нарастает как снежный ком. Общая задолженность исполнителей коммунальных услуг по оплате холодной воды и услуг водоотведения перед компаниями РКС на конец 2014 года составила 2,5 миллиарда рублей - это 64,4 процента от общего объема дебиторской задолженности по оплате холодной воды и услуг водоотведения в целом по РКС, - рассказал Павел Курзаев.

Он считает, что решить проблему можно только одним способом - предоставить РСО правовую возможность заключать прямые договоры с конечным потребителем при любом способе управления МКД. "В таком случае РСО выставляет напрямую счет потребителю по его счетчику и собирает деньги. В этом случае, если компания выстроила нормальную сбытовую работу, должник от нее никуда не денется. Даже если собственник квартиры поменяется, задолженность прежнего владельца, в отличие от долгов, уходящих в небытие УК, никуда не пропадет, - поясняет глава РКС.

Между тем за годы работы РКС "мертвые" задолженности управляющих компаний составили миллиарды рублей. Коммунальщики уверены, исходя из своего опыта работы по прямым схемам взаиморасчетов, что как только УК исчезает как звено при взаимодействии с потребителем, собираемость платежей вырастает до 98 процентов.

"РСО вынуждены стремиться к переходу на прямые договоры, потому что других вариантов вернуть вложенные средства у нас нет. Единственный способ - банковская гарантия на оплату услуг от УК. Но получить ее практически невозможно", - говорит Павел Курзаев.

Для перехода на прямые договоры необходимы изменения в Жилищном кодексе. Изменения, направленные на обеспечение прямых договоров, были внесены в Госдуму в рамках законопроекта N 500410-6. "К сожалению, эти инициативы из текста документа были исключены. Сегодня в нем остались только санкции в отношении неплательщика, на которого УК сможет дополнительно начислять процентную ставку за пользование чужими денежными средствами, да и то с 90-го дня просрочки. Эффект от этого будет минимальным, какая-то часть должников, возможно, начнет платить управляющим компаниям, но вряд ли сами УК станут отчислять больше средств ресурсникам. Если в законе не будут прописаны прямые платежи, все опять будет зависеть от добросовестности УК", - констатировал председатель совета директоров "РКС" Григорий Терян.

Система прямых договоров была бы выгодна и УК. При заключении прямого договора между РСО и потребителем управляющая компания будет выполнять именно те функции, для которых она и привлекается: обслуживание внутридомовых инженерных систем в рамках жилищной услуги, предоставляемой по договору управления. Она больше не несет ответственности за неплатежи граждан, а также за сверхнормативное потребление ресурса на общедомовые нужды, соответственно уменьшается количество возможных банкротств УК и случаев возбуждения административных и уголовных дел. При заключении прямого договора между РСО и потребителями УК избавится от своего основного риска - задолженности перед РСО, которая в перспективе от 1 года до 3 ведет к банкротству УК. С точки зрения договора с потребителем УК должна остаться профессиональным звеном, которое в рамках договора управления будет отвечать за взаимоотношения между РСО и жильцами МКД. К примеру, если качество ресурса у РСО хуже, чем это предусмотрено, УК должна выступать от имени потребителя и защищать его интересы.

"Кроме того, собственникам помещений в МКД должна быть предоставлена возможность с согласия РСО обслуживание внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Тогда РСО будет обеспечивать поставку ресурса до крана или батареи потребителя и сможет проводить работу по сокращению так называемых небалансов, - считает Григорий Терян. - Таким образом, РСО и УК смогут выйти на новый уровень взаимоотношений - взаимодействовать, а не воевать. Безусловно, уже существует ряд УК, которые поддерживают концепцию прямых договоров. Они хотят зарабатывать на той услуге, которая реально приносит им прибыль. И электроснабжение, и связь в МКД уже давно работают без участия УК, и эти отрасли сегодня очень прогрессивны".

Предпринимательская деятельность в любом случае связана с рисками, но риски могут состояться или не состояться. Но несобираемость платежей в бизнесе РСО уже не риск, а сложившийся факт, который РСО обязаны всегда учитывать. Если будет решена проблема взаимоотношений РСО, УК и потребителя, то инвестиционная привлекательность отрасли резко повысится. Ведь инвестиции идут туда, где есть предсказуемость и гарантии получаемых доходов. А в ситуации массовых неплатежей, которая сложилась сейчас, бизнес в отрасли становится еще более рискованным. "Инвестиционно-привлекательная сфера бизнеса предполагает понятного контрагента, инструменты воздействия на него в случае неисполнения обязательств. В случае поставки ресурса в многоквартирный дом отношения очень запутаны. Во-первых, ресурсоснабжающая организация не имеет прямых отношений с конечными потребителями, а значит, у нее нет инструментов воздействия по взысканию задолженности. Во-вторых, задолженность копится на посреднике - УК, которая в любой момент может обанкротиться и исчезнуть вместе с долгами, а затем создать новый "клон" для очередного накопления задолженности, - добавил президент "РКС". - Сейчас на рынке складывается здоровая коалиция РСО, которые стремятся выработать единую позицию и предложения по реформированию законодательной сферы ЖКХ. Нужно, чтобы была создана нормативно-правовая база, гарантирующая клиентоориентированность отрасли и одновременно ее привлекательность для частных инвестиций. Только после этого появится возможность для ведения полноценного бизнеса в данной сфере".

КОММЕНТАРИИ
Ольга
Сообщений: 164
Рейтинг: 792
31.03.2015 13:43
Нравится: 8
Не нравится: 0

Про финансовую дисциплину понятно. Я пока не понимаю, как оплата за ресурсы напрямую поставщикам будет согласоваться с планами ввести платежи за пользование ресурсами на ОДН по рассчитанным нормам в плату за жилищные услуги. Если я правильно понимаю, всё, что показал, например, общедомовой прибор учёта (ОПУ) расхода холодной воды, предполагается через УК оплатить в полном объёме ресурсникам, при этом всё, что поквартирно УК соберёт с жильцов и всё, что будет начислено как плата за ОДН в составе платы за жилищные услуги, может быть как больше, так и меньше фактических показаний ОПУ. Разница - либо доход УК, либо - стимул для УК разобраться, почему ОДН слишком высоки. При непосредственных расчётах как будут вынимать ОДН из платы за жилищные услуги? Возможно, я неправильно понимаю...

 
Владимир
Сообщений: 933
Рейтинг: 4626
31.03.2015 19:10
Нравится: 6
Не нравится: 4

В статье все правильно сказано. Мы перевели все дома в непосредственное управление и жители платили напрямую РСО.

 
Сергей31.03.2015 19:34
Нравится: 8
Не нравится: 1

Так что же с платежами за ОДН? В предыдущей приведённой Вами заметке читаем: "Летом 2014 г. премьер-министр Д. Медведев отдал распоряжение навести порядок с ОДН.

«В весеннюю сессию примем закон о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и другие законодательные акты, и уже в этом году ОДН исчезнут из платёжки. В крайнем случае сроки будут перенесены на 1 января 2016 г., - говорит Павел Качкаев, замглавы Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ. - Но дело не в формальной отмене строчки. За общедомовые нужды в любом случае придётся платить (они войдут в графу «жилищные услуги»). Самое главное достижение закона - суммы за ОДН нельзя «накрутить», они будут рассчитываться точно по нормативам. Если в регионе установят средний расход энергии с квартиры на общие нужды - 7 кВт/ч, значит, столько и надо будет заплатить. Другую цифру ­управляющая компания уже не сможет «нарисовать». Если по нормативу положено для мытья 1 кв. м пола в подъезде 3 л воды, значит, столько и будет списываться, а не 500-600 л, как это происходило в Ульяновске и Чебоксарах».

С принятием закона вакханалия с ОДН должна прекратиться. Если у управляющих компаний появится «небаланс», они больше не смогут списывать его на жильцов, а будут оплачивать сами." Очень похоже на то, что правая рука не ведает, что левая творит! Или бесконечное столкновение интересов - кто кого? Борис, поясните, пожалуйста,если можно!

 
Женя31.03.2015 19:37
Нравится: 3
Не нравится: 0

Это значит, что ограничений по ОДН больше не будет?

 
Грустно31.03.2015 19:41
Нравится: 14
Не нравится: 0

Полное ощущение, что законодатели понятия не имеют, что делать, вот и экспериментируют - напрямую, а может, назад вернуться и гору обойти?

 
Тоня01.04.2015 7:16
Нравится: 5
Не нравится: 1

Наш МКД в непосредственном управлении. Оплачиваем за КУ в РСО. Долги как были так и есть. Если не платили то и не будут платить. Это правильно, что оплату за ресурсы должны получать те кто этот ресурс предоставляет. Оплату за ОДН так же должны получать РСО, так как это тоже ресурс. Ни в коем случае нельзя передавать на обслуживание внутренние системы. Это совершенно другая специфика работ и специалисты другого профиля. Их и так сейчас очень мало. Такие предложения может давать человек далекий от этих работ. А зачем нужны ОДН. Поставьте ОДПУ и все. Так ведь не желают РСО ставить ОДПУ и до сих пор не выполнили ФЗ. Убрать нужно и РКЦ это еще один посредник для прикарманивания денег. Не работают по взысканию долгов. Выселения из квартир то же не практикуется.

Еще одна причина не оплаты, это РСО оформляют платежные квитанции с нарушением ППРФ. Правительство бесконечно продлевает сроки исполнения своих распоряжений, что расслабляет работников РСО , население и контролирующие органы.

 
Владимир
Сообщений: 933
Рейтинг: 4626
01.04.2015 8:05
Нравится: 2
Не нравится: 0

Цитата:
Долги как были так и есть. Если не платили то и не будут платить

Тоня а так плюс еще то что мы используем на ремонт ну например крыши...((((

 
Гражданин01.04.2015 9:19
Нравится: 5
Не нравится: 1

"В этом случае, если компания выстроила нормальную сбытовую работу, должник от нее никуда не денется".

Ню-ню.Посмотрим, как РСО будут бегать за всякими алкашами-нариками. "Дяденька, заплати". А потом попробуют с неработающей по факту системой ФССП что-то взыскать по решению суда.

Едем далее.

"И электроснабжение, и связь уже давно работают без участия УК и эти отрасли сегодня очень прогрссивны".

Откровенная чушь. Покажите мне МКД, в котором УК при соответствующем выборе способа управления не обслуживает электрику, как часть общего имущества. Хотя, может,в карманном собяининском ГБУ "Жилищник" в Масквабаде и до такого докатились уже...

 
Владимир
Сообщений: 933
Рейтинг: 4626
01.04.2015 10:33
Нравится: 4
Не нравится: 3

Цитата:
Ню-ню.Посмотрим, как РСО будут бегать за всякими алкашами-нариками. "Дяденька, заплати". А потом попробуют с неработающей по факту системой ФССП что-то взыскать по решению суда.
Им не надо бегать забьют в потери не 20% а 30% и все!!! Сам забивал в тариф 18% мог и больше но совесть не позволила...

 
Илья01.04.2015 10:45
Нравится: 9
Не нравится: 0

Тоне: "А зачем нужны ОДН. Поставьте ОДПУ и все. " Наш пример свидетельствует о том, что всё вовсе не так просто. Есть ОПУ электроэнергии и прямые договоры с энергетиками. Ограничений по ОДН в этом случае нет, оплачиваем всё, что показал ОПУ. Никуда ОДН не делись, а выросли по нашему дому многократно. Суммы не просто приличные, скорее - неприличные. Причины: ну, не сдают показания энергетикам очень многие наши милейшие соседи, хронически, из месяца в месяц. А энергетикам без разницы, кто заплатит - каждый за свою квартиру или те, кто платит - за тех, кто платить не хочет. Разборки с соседями (а их очень много) пока ни к чему не привели.

 
 1   2   3 
Закрытие окна