Эксперт предостерег от создания в РФ регоператоров по управлению жильем

Эксперт предостерег от создания в РФ регоператоров по управлению жильем

Создание в России института региональных операторов по управлению жильем негативно скажется на рыночных механизмах и приведет к возрождению советской системы управления жилым фондом, считает директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города Ирина Генцлер.

Согласно разработанному Минстроем проекту стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года, в настоящее время проходящего общественные слушания, в России может появиться институт региональных операторов по управлению жильем.

"Предложение о создании таких операторов означает, что разработчики стратегии хотят появления на местных рынках услуг по управлению домами организаций, отобранных региональными властями. Это очень похоже на регоператоров по капремонту и по обращению с твердыми коммунальными отходами", - считает она.

По своим функциям такой оператор не сможет чем-то отличаться от других управляющих организаций, потому что их действия регламентируются законодательством, отмечает Генцлер. Она обращает внимание – в проекте написано, что операторы будут "гарантировать возмещение ущерба при нарушениях, которые повлекли аварийные ситуации". Но такое возмещение должны гарантировать любые управляющие организации, а не только региональный оператор. И оно возможно либо за счет собственных доходов (от платежей жителей многоквартирных домов), либо за счет страховой компании, но не за счет регионального бюджета.

В отличие от капремонта в управлении домами уже сложилось нечто похожее на рынок, хотя и с неразвитой конкуренцией, говорит эксперт. Появление региональной компании, выбранной властью и опирающейся на ее поддержку, потеснит других участников рынка, а многих просто вытеснит. "Поэтому вместо развития конкуренции, что всегда на пользу потребителям, мы получим возрождение советской системы, когда все управление жилищным фондом сосредоточено в одних руках", - сетует собеседница агентства.

Если плюсом советской системы было то, что государство несло основное бремя по содержанию и ремонту государственных или муниципальных домов, то сегодня жилищный фонд более чем на 90% частный и собственники сами оплачивают все расходы, напоминает Генцлер. "Почему государство должно выбирать за людей, кто будет управлять их имуществом и распоряжаться их деньгами? Можно предположить, что в качестве основания для подмены решений собственников решениями власти будет то, что "жильцы сами не выбрали". Но сегодня уже есть порядок действий для таких случаев – муниципальный конкурс или назначение управляющей организации из числа тех, что уже работают на территории", - рассуждает она.

Генцлер опасается, что при создании регоператоров возможности собственников самостоятельно выбирать управляющую организацию станут еще меньше, чем сегодня. А те, кто попадут в управление регоператору, не смогут договариваться об условиях договора и размере платы, и из этой системы вырваться будет сложно.

"Интерес в создании регоператоров, скорее всего, может крыться в том, что такие организации "сядут" на большие финансовые потоки, которыми смогут распоряжаться без какого-либо контроля со стороны собственников помещений. Поэтому за место оператора будет бороться как уже существующий частный бизнес, особенно крупный, так возможно и создание новых организаций, аффилированных с региональной властью", - полагает она.

Генцлер добавляет, что включение в стратегию идеи создания регоператоров по управлению жильем может быть сигналом, что государство решило остановить рыночные реформы в этой сфере и воссоздать административно-централизованную псевдосоветскую систему в условиях, коренным образом отличающихся от советских. "А это делает успех таких начинаний очень сомнительным", - резюмирует она.

Источник информации:
РИА Недвижимость
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Борис, Центр муниципальной экономики, Москва (Профи)
15 октября 2021 г., 11:38
Рейтинг: 5697
Сообщений: 579
Нравится: 12
Нe нравится: 3

Вчера переписывался с ответственным работником Минстроя по поводу "регионального оператора по управлению жильем", именно так в кавычках написано в Стратегии. И она объяснила, что заменить все возможные способы управления и возможность выбора УО на регоператора ни в коем случае НЕТ.
Предполагалось, что УО, которую отбирает регион на конкурсе, будет управлять в первую очередь ветхими и аварийными домами, домами, расположенными на удаленных территориях и т.д., т.е. тех, которые не интересны обычным УО. За регулируемую цену.
Так может эксперты, не зная сути предложений Минстроя, зря нагнетают обстановку или нет дыма без огня?

александр , ЮгЭкоСбыт, Уфа
25 октября 2021 г., 11:27
Рейтинг: 34
Сообщений: 4
Нравится: 7
Нe нравится: 0

Эксперт правильно оценивает ситуацию при создании структуры,как регионального оператора по управлению жильем.Такое пожелание не решает главного:это улучшение условий проживания населения. И ещё.Лица,работающие на постах в министерстве,как правило не работали ранее непосредственно с жителями домов,в настоящее время проживают в домах по комфортности в разы отличающиеся отпроживания большей части населения страны.Такая искаженность в понимании реальных проблем в сфере ЖКХ и приводит к рассмотрению нереальных предложений,а если точне ещё более опасных,чем сосуществование нынешних принятых решений.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...