«Умный город» расстроился

«Умный город» расстроился

Минстрой еще три года назад приступил к разработке программы «Умный город», призванной внедрить цифровизацию в городское хозяйство муниципалитетов страны. Однако документ не получил должного развития, поскольку, как говорят эксперты, так и не была подготовлена нормативная база и не были определены источники финансирования. Хотя профильные игроки рынка считают, что интеграция бизнеса в этот процесс может оказаться выгодной и для частного сектора. Сейчас внедрение части технологий «умного города» включено в национальный проект «Цифровая экономика». "Ъ-Дом" разбирался, как в Минстрое разрабатывали программу и что с ней стало сейчас.

От разработки до исполнения

Еще в 2018 году Минстрой стал разрабатывать проект «Умный город». Он создавался как «основной инструмент поддержки развития умных городов», говорят в министерстве. Там отметили, что сегодня в рамках проекта совместно с МГУ создан индекс IQ городов. Этот индекс позволяет измерять глубину цифровизации городского хозяйства отдельно взятого муниципалитета. Еще создан «Банк решений умного города» — реестр, в который включают лучшие практики по цифровой трансформации городов, а также внедрен стандарт «умного города» с набором приоритетных базовых и дополнительных мероприятий по внедрению цифровых технологий в муниципалитетах. Например, «умного» освещения или порталов обратной связи для горожан. Однако на деле проект так и не заработал, как обещали его инициаторы, поскольку он изначально был мертворожденным, говорят эксперты.

«"Умный город" остался ведомственным проектом без определения нормативной базы и источников комплексного финансирования,— говорит генеральный конструктор АПК "Безопасный город" Оксана Якимюк.— Концепция, насколько я помню, была разработана, но не понятно, что с ней стало, кем она утверждена и какое нормативное значение имеет». По ее словам, широкой общественности не понятны ключевые определения проекта: что такое «умный город», и какие системы в него входят.

По большому счету все инициативы муниципалитетов, которые внедрялись под эгидой «Умного города», не систематизированы, не преследуют единую цель и не встроены в единую платформу, добавляет она. Два собеседника “Ъ” в правительстве указывают, что «Умный город» курировал тогдашний замглавы Минстроя Андрей Чибис. Как только господин Чибис весной 2019 года покинул свой пост (впоследствии он стал губернатором Мурманской области), проект заглох, говорит собеседник “Ъ”, близкий к Минстрою.

В октябре 2019 года «Умный город» решили превратить в «Цифровой регион». Тогда же зампред Совета федерации Андрей Турчак во время форума «Взгляд в цифровое будущее» рассказал о рекомендации Совета по цифровой экономике правительству разработать новый федеральный проект.

В апреле 2020 года была создана рабочая группа по проекту при АНО «Цифровая экономика», а в июле стало известно, что стоимость его реализации оценивается в 137 млрд руб., основным источников средств рассматривался нацпроект «Цифровая экономика». Однако Минцифры заморозило проект, ссылаясь на то, что в нацпроекте недостаточно средств для него.

Сначала утверждение «Цифрового региона» перенесли на апрель 2021 года, а затем и вовсе на осень 2021-го. Инициатива до сих пор не утверждена. Одной из проблем, связанных с крупными государственными проектами по цифровизации городского хозяйства, является неоднородность систем, которые регионы уже успели запустить, говорят эксперты.

«В регионах системы "умного города" развиты неравномерно. В разных субъектах страны запущены разные элементы проекта, которые отличаются и по форматам передачи данных, и с точки зрения используемого оборудования. "Умное" освещение в одном городе может работать по одной логике, а в другом — по совершено иной. Поэтому решение задачи объединения всех систем в единую, которую можно масштабировать на разные регионы, потребует средств и времени»,— объясняет директор по продуктовой стратегии Группы Т1 Сергей Иванов.

Сегодня существует несколько сценариев развития этих проектов. Собеседник “Ъ”, знакомый с ходом разработки государственных программ по цифровизации городского хозяйства, рассказал, что сейчас обсуждается вариант развития событий, при котором все наработки Минстроя по «Умному городу» будут встроены в «Безопасный город» — крупный проект МЧС и вице-премьера Юрия Борисова по созданию единой цифровой платформы для контроля систем безопасности в муниципалитетах. Вторым вариантом может стать отказ от создания единой федеральной программы городской цифровизации. Глава Минцифры Максут Шадаев 10 сентября в интервью TAdviser в ответ на вопрос о перспективах проекта «Цифровой регион» сообщил, что большая часть проектов по цифровизации городского хозяйства уже так или иначе включена в нацпроект «Цифровая экономика».

«Сейчас мы с регионами обсуждаем региональные стратегии цифровой трансформации. Если в рамках этих обсуждений мы увидим, что регионы сгенерируют какие-то уникальные проекты, которые будут требовать с нашей стороны финансовой поддержки, тогда будем делать такое мероприятие или, может быть, федеральный проект» — заявил министр.

Все же это выгодно

Впрочем, несмотря на проблемы государственных проектов по цифровизации городской среды, крупные и средние IT-компании считают проекты по внедрению систем «умных» домов и «умного»ЖКХпотенциально прибыльными. Интерес к сфере большой, и его проявляют компании из самых разных отраслей. Так, «МегаФон» создал цифровую управляющую компанию, а «Ростелеком» устанавливает «умные» опоры и реализует проекты «умного» освещения, перечисляет директор по стратегии и операционной эффективности в секторе электроэнергетики PwC в России Дмитрий Стапран.

«Основная бизнес-модель крупных компаний, которые выходят на этот рынок,— модель надежного партнера, который берет на себя риски и управление проектом. На этом рынке очень широкое предложение, сложно конкурировать с зарубежными производителями, да и маржа будет минимальной. А вот стать интегратором различных устройств и решений, предоставить удобный интерфейс, взять на себя проблемы с финансированием и замкнуть на себя таким образом клиента, предложив попутно дополнительные услуги по ремонту, обслуживанию,— гораздо более маржинальный сегмент. Ведь клиент все больше привыкает к комплексному сервису и экосистемам»,— объясняет он.

Сегмент «Умного города» интересует и крупные госкорпорации. Как сообщал “Ъ”, еще в августе прошлого года на закрытой встрече с вице-премьером Дмитрием Чернышенко представители «Росатома» просили его обеспечить федеральное финансирование регионов в части создания систем «Умного города». Интерес госкорпорации к проекту понятен: «Росатом» уже запустил собственное платформенное решение в Сарове и Железноводске. По сути, это IT-конструктор различных систем.

«Изначально мы были ориентированы исключительно на города присутствия нашей госкорпорации. Однако сейчас мы ориентируемся на любые малые и средние города независимо от принадлежности к атомной отрасли. Наиболее развернутые решения "Умного города" у нас в Сарове и Железноводске, где платформа насчитывает около 50 модулей для муниципалитета и горожан»,— рассказал директор по работе с регионами «Русатом Инфраструктурные решения» Сергей Кучин. Он добавил, что отдельные решения уже реализованы почти в 30 городах, в том числе в 17 городах присутствия госкорпорации. Новыми городами в этом году стали Волгодонск, Кызыл и другие. Впрочем, опрошенные “Ъ” эксперты видят идею компаний инвестировать в проекты по типу «Умный город» рискованной с точки зрения окупаемости.

Цифровизация городского хозяйства, безусловно, интересный финансовый проект для муниципалитетов. Ведь при должном уровне автоматизации можно добиться 20–30% экономии на ресурсахЖКХ, указывает Сергей Иванов. «Однако с точки зрения вендоров, заработать на городской автоматизации сложно»,— отмечает он.

По словам эксперта, маржинальность может быть повышена только за счет поставок не отдельных элементов, а внедрения системы целиком через платформенное решение. Он добавляет, что у платформенной модели цифровизации городов есть будущее, однако в первую очередь эти технологические стеки будут запускать в небольших муниципалитетах с населением до 100 тыс. человек. «Чтобы обеспечить внедрение такой платформы в городе с населением 1 млн человек, потребуется пересборка с нуля уже существующих цифровых систем, для чего, в свою очередь, необходимо выделение дополнительных средств»,— резюмирует господин Иванов.

Сегодня несколько отраслей экономики уже прошли стадию цифровой трансформации, большинство находятся в процессе, а есть отрасли, которые находятся в самом начале этого пути, иЖКХнаходится в этом числе, указывает вице-президент по программным продуктам и решениям Sitronics Group Павел Дрейгер. «Все необходимые технологии на рынке уже имеются, но прорыва до сих пор не произошло. Поскольку эта ниша находится на стадии развития, бизнесу может быть интересна перспектива реализации проектов на этом рынке»,— резюмирует топ-менеджер.

Запрос горожан

Несмотря на рискованность инвестирования в такие проекты, рынок будет расти, и это глобальный тренд. По данным январского исследования J`son & Partners Consulting, к 2025 году объем рынка Smart City может превысить $2,5 трлн. Ключевыми направлениями для России станут «умная энергетика», «умный транспорт» и «умноеЖКХ».

«Темпы роста рынка цифровых городских сервисов в мире в ближайшем будущем составят до 20% в год. По нашим ощущениям, темп цифровизации городского хозяйства в России будет еще выше. На сегодняшний день в нашей стране 75% населения живут в городской черте, хотя в среднем по миру этот показатель составляет 55%. И при таких высоких показателях существующая городская инфраструктура представляет очень широкие возможности для модернизации и улучшения»,— прогнозирует генеральный директор VEB Ventures Олег Теплов. По его словам, цифровизация городской среды сейчас сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге. Актуальный тренд рынка — масштабирование примеров столичных городов на регионы.

Опрошенные “Ъ” эксперты выделяют несколько основных драйверов рынка, одним из которых могут стать различные госпрограммы по внедрению технологий сбережения вЖКХ: регионы являются заказчиками «умного города» в рамках госпрограмм развития комфортной городской среды и снижения потребления энергоресурсов. «Бизнес тоже играет значительную роль. Застройщики, например, являются заказчиками систем "умного" дома для повышения привлекательности жилья. Средний бизнес становится все более чувствителен к стоимости ресурсовЖКХи генерит спрос на "умные" системы автономного энергоснабжения, а также системы мониторинга и управления потреблением»,— рассуждает Дмитрий Стапран.

Самый главный драйвер отрасли — это потребительский спрос, считают в VEB Ventures. «Горожане не только испытывают потребность в цифровых сервисах, но и осознают ее. Если ты входишь в автобус, ты уже рефлекторно включаешь WI-FI на телефоне, чтобы подключиться к сети. Современному поколению кажется странным передавать показания счетчиков по телефону. Понятная история сегодняшнего дня — передать их по интернету. А лучше, если счетчик будет достаточно "умным", чтобы передать эти показания без участия человека»,— указывает господин Теплов. Однако он добавляет, что сдерживающим фактором роста рынка может стать отсутствие быстрой окупаемости таких проектов. «Мне кажется, что оптимальным решением в этой сфере являются государственно-частные партнерства, в том числе проекты концессионных соглашений»,— подытоживает топ-менеджер.

Источник информации:
Коммерсантъ.ru
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...