Проект Правил взаимодействия оператора связи и УО  вызывает много замечаний

Проект Правил взаимодействия оператора связи и УО вызывает много замечаний

6 апреля 2024 года был принят Федеральный закон № 67-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный Кодекс Российской Федерации".

Данным законом было установлено, что монтаж, эксплуатация и демонтаж сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме, необходимых для оказания услуг связи абоненту-гражданину, являющемуся собственником помещения в многоквартирном доме или нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма и заключившему договор об оказании услуг связи, осуществляются без решения общего собрания собственников помещений в этом доме в соответствии с правилами взаимодействия, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон уже вступил в силу, но утвержденных Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме до сих пор нет, так как проект проходит общественное обсуждение.

Научно-исследовательский Центр муниципальной экономики наряду с другими экспертными организациями и экспертами представил свои предложения в Комитет по предпринимательству по жилищной и коммунальной сфере Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, который направил свод предложений на regulation.gov.ru и в Минцифры.

Ждем реакции.

Предложения Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики (далее – Центр) по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила)»

Рассмотрев проект постановления Правительства Российской Федерации, Центр отмечает следующее:

1. В преамбуле постановления Правительства указано, что оно разработано «В соответствии со статьей 12 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации», что является технической ошибкой.

2. п.1 проекта постановления Правительства РФ устанавливается, что Правила распространяются на оператора связи и лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом (что соответствует статье 12 ЖК РФ). Из ряда статей Жилищного кодекса следует, что к лицу, осуществляющему управление МКД, относятся управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме к лицу, осуществляющему управление МКД, относятся все собственники данного дома, и Правилами не регулируется механизм взаимодействия операторов связи при данном способе управления МКД. Более того, действующая статья 164 ЖК РФ не предусматривает правовых отношений собственников помещений в МКД при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме и операторов связи.

3. Пунктом 3 проекта постановления Правительства РФ устанавливается, что оценка соблюдения обязательных требований, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется:

в рамках государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства – в части обеспечения операторам связи недискриминационного доступа к объектам общего имущества в многоквартирных домах;

в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора), муниципального жилищного контроля, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – в части обеспечения сохранности жилищного фонда и объектов общего имущества в многоквартирном доме.

При этом данным постановлением не утверждаются Правила государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме и отсутствуют положения о необходимости внести изменение в Правила регионального государственного жилищного контроля (надзора), муниципального жилищного контроля, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами для обеспечения сохранности жилищного фонда и объектов общего имущества в многоквартирном доме.

Рассмотрев проект Правила, Центр отмечает следующее:

1. В понятие «эксплуатация сетей связи, находящихся на объектах общего имущества в многоквартирном доме» включена модернизация сетей связи, которая в соответствии с действующими техническими документами не может относиться к эксплуатации и является отдельным видом работ (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи", постановление Правительства РФ от 12 февраля 2020 г. № 126 "Об установке, эксплуатации и о модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования" и др.).

2. В проекте Правил имеется ряд дополнительных полномочий, не подкрепленных финансированием и не устанавливающих источников покрытия расходов лиц, осуществляющих управление МКД, в том числе:

2.1. В п.4 Правил указано, что «Сведения об операторах связи, сети связи которых размещены на объектах общего имущества в многоквартирном доме, публикуются лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС «ЖКХ») и на официальном сайте такого лица (при наличии)».

2.2. В п.9 проекта Правил указано, что «лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обеспечивает ведение реестра запросов (далее - реестр)».

2.3. В п.13 проекта Правил указано, что «осмотр многоквартирного дома в целях подготовки проекта монтажа сетей связи проводится с участием представителя лица, осуществляющего управление многоквартирным домом».

2.4. В п.13 проекта Правил указано, что «для целей подключения оборудования сетей связи к электроснабжению, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, в течение 5 рабочих дней с момента обращения оператора связи или уполномоченного им лица обязано предоставить ему запрашиваемый перечень документов, необходимых для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии».

2.5. В п. 28 и п.32 проекта Правил указано, что лицо, осуществляющее управление МКД, обязано подписать акт монтажа сетей, соответственно, лицо, осуществляющее управление МКД, проводит второй осмотр сетей связи после монтажа (демонтажа) сетей связи.

2.6. В п. 38 проекта Правил указано, что «Лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обеспечивает оператору связи доступ к объектам общего имущества многоквартирного дома в целях проведения работ по монтажу, эксплуатации и демонтажу сетей связи в пределах рабочего времени такого лица, а в случае необходимости устранения неисправностей на сетях связи – круглосуточно».

2.7. В п. 40 проекта Правил указано, что «В случае если при проведении работ третьими лицами повреждены сети связи оператора связи лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обязано зафиксировать указанные повреждения путем составления акта о повреждении сети связи оператора связи и направить указанный акт оператору связи».

2.8. В пп. г) п. 45 проекта Правил указано, что «лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обеспечивает уведомление оператора связи о сроках начала капитального ремонта или реконструкции многоквартирного дома».

Указанные расходы не могут включаться в состав платы за содержание жилого помещения, поскольку указанные расходы не связаны с содержанием общего имущества.

Понятие «пользование объектами общего имущества» не идентично понятию «эксплуатация сетей связи, находящихся на объектах общего имущества в многоквартирном доме», устанавливаемому проектом Правил, к которому относится «комплекс мероприятий, включающий в себя ремонт, модернизацию, техническое обслуживание, плановый и профилактический осмотры сети связи, подключение пользовательского оборудования (оконечного оборудования)» (пп. г) п. 2 проекта Правил).

В соответствии с п. 4.2 статьи 36 ЖК РФ, «вцелях, предусмотренных пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи», монтаж, эксплуатация и демонтаж сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме, необходимых для оказания услуг связи абоненту-гражданину, являющемуся собственником помещения в многоквартирном доме или нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма и заключившему договор об оказании услуг связи, осуществляются без решения общего собрания собственников помещений в этом доме в соответствии с правилами взаимодействия, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 12 настоящего Кодекса». Вместе с тем данной нормой Жилищного кодекса не установлено, что монтаж, эксплуатация и демонтаж сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме осуществляется без взимания платы.

В соответствие с п. 6 статьи 6 Федерального законаот 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи", размещение оператором связи сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме для оказания услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" абоненту-гражданину осуществляется без взимания платы за пользование объектами общего имущества в многоквартирном доме, за доступ к сетям связи в соответствии с частью 4.2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации прав граждан на доступ к информации, в том числе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, на доступ к государственным информационным системам, а также для предоставления абоненту-гражданину услуг связи, предусмотренных пунктом 5.3 статьи 46 настоящего Федерального закона. Данной нормой Федерального закона «О связи» не установлено, что монтаж, эксплуатация и демонтаж сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме осуществляется без взимания платы.

3. В п.5 проекта Правил установлено, что «монтаж и эксплуатация сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирных домах в целях, предусмотренных пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», осуществляется без взимания платы с оператора связи за пользование объектами общего имущества в многоквартирном доме, за доступ к указанным сетям связи», что противоречит пункту 6 статьи 6 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», которым установлено, что без взимания платы за пользование объектами общего имущества в многоквартирном доме осуществляется размещение оператором связи сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме для оказания услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" абоненту-гражданину, при этом понятие «размещение оператором связи сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме» не идентично понятию «эксплуатация сетей связи, находящихся на объектах общего имущества в многоквартирном доме», устанавливаемому проектом Правил, к которому относится «комплекс мероприятий, включающий в себя ремонт, модернизацию, техническое обслуживание, плановый и профилактический осмотры сети связи, подключение пользовательского оборудования (оконечного оборудования)» (пп.г) п. 2 проекта Правил).

Предлагается в проект Правил внести следующие изменения:

1. Включить определение «пользование объектами общего имущества», «размещение оператором связи сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме».

2. Исключить из понятия «эксплуатация сетей связи, находящихся на объектах общего имущества в многоквартирном доме» понятие «модернизация сетей связи» и дать ему определение, соответствующее действующему законодательству и документам национальной системы стандартизации.

3. Определить источники финансирования мероприятий помонтажу, модернизации и демонтажу сетей связи (включая перечисленные в п. 2.1-2.8.

4. Определить порядок эксплуатации сетей связи, находящихся на объектах общего имущества в многоквартирном доме (обязанности сторон, условия финансирования), установить обязательное условие изменения Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома в случае монтажа, модернизации и демонтажа сетей связи.

5. Установить порядок контроля за оценкой соблюдения обязательных требований, предусмотренных Правилами в целях обеспечения сохранности жилищного фонда и объектов общего имущества в многоквартирном доме.

6. Определить требования к реестру запросов (п.9 проекта Правил).

7. Определить перечень технической документации на многоквартирный дом (п.11.3 проекта Правил), которую предоставляет оператору связи лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом.

8. Дополнить перечень случаев мотивированного отказа лица, осуществляющего управление многоквартирным домом:

 - отсутствием технической возможности подключения к сетям электроснабжения МКД в случае невозможности установки прибора учета электроэнергии для учета количества электроэнергии для работы оборудования и сетей оператора связи;

 - когда монтаж оборудования и сетей связи может привести к нарушению целостности конструктивных элементов многоквартирного дома, влияющих на безопасность проживания граждан.

9. Определить запрашиваемый перечень документов, необходимых для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, который оператору связи обязано передать лицо, осуществляющее управление МКД (п. 14 проекта Правил).

10. Исключить второй абзац п. 14 проекта Правил: «до момента заключения между оператором связи и энергосбытовой компанией договора энергоснабжения, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обязуется обеспечить возможность бесперебойного энергоснабжения сети связи, а оператор связи обязуется возместить расходы лица, осуществляющему управление многоквартирным домом, по оплате электроэнергии, потребленной оборудованием связи оператора связи» в силу его противоречия гражданскому законодательству.

11. В целях соблюдения безопасности проживания граждан определить орган контроля (или наличие необходимой государственной экспертизы) за разработкой проекта монтажа сетей связи (п. 17 проекта Правил).

12. В целях соблюдения антитеррористической безопасности граждан, проживающих в многоквартирных домах, уточнить время и порядок доступа к объектам общего имущества (п. 37, 38 проекта Правил).

13. В целях сохранности общего имущества многоквартирного дома дополнить данным условием п. 4 раздела II, п. 2 и 5 раздела III и п. 1 раздела IV проекта Правил.

14. Определить необходимость дополнительной разработки во исполнение Правил:

 - «Методических рекомендаций по размещению сетей и оборудования операторов связи на общем имуществе многоквартирного дома» (утверждаемых Правительством Российской Федерации совестно с Минстроем России и Минцифры России);

- «Методических рекомендаций по эксплуатации сетей и оборудования операторов связи, размещенных на общем имуществе многоквартирного дома» (утверждаемых совместно Минстроем России и Минцифры России);

 - «Порядка возмещения экономически обоснованных расходов на проведение работ, связанных с монтажом, модернизацией, демонтажем и эксплуатацией сетей и оборудования операторов связи на общем имуществе многоквартирного дома» (утверждаемых Минстроем России).

Основным принципом данного документа должно быть следующее условие:

 - плата за работы по монтажу проводится без оплаты при наличии каналов для прокладки сетей связи и помещений для установки оборудования в соответствии с проектными характеристиками МКД;

 - плата за работы по монтажу, модернизации сетей связи осуществляется в случае, если проектными характеристиками МКД прокладка сетей связи и установка оборудования операторов связи невозможна без реконструкции, капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и (или) создания новых конструкций на общем имуществе;

 - плата за работы по эксплуатации осуществляется по ценам (расценкам), на которые осуществляется государственное регулирование.

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...