Реализация конституционных норм обеспечения принципов соцпартнерства в ЖКХ выходит на первый план благодаря поддержке ТПП РФ

Реализация конституционных норм обеспечения принципов соцпартнерства в ЖКХ выходит на первый план благодаря поддержке ТПП РФ

15 сентября 2022 года состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, на котором обсуждался вопрос реализации конституционных норм, обеспечивающих принципы социального партнерства при регулировании социально-трудовых и иных непосредственно связанных отношений, в первую очередь, экономических.

На заседании рассматривались предложения профессионального сообщества по настройке механизмов реализации этих принципов и их обязательного учета в экономических процессах, в том числе при ценообразовании.

Открыл мероприятие руководитель Комитета по предпринимательству в жилищной и коммунальной сфере Широков Андрей Вячеславович, который акцентировал внимание присутствующих, что тема социального партнерства на сегодняшний день выходит на первый план и что Комитет будет серьезно заниматься ее развитием.

Межецкая Вероника Анатольевна, заместитель генерального директора Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики, главный редактор журнала «ЖКХэксперт: экономика и право», председатель Подкомитета по кадровой политике и развитию отраслевой системы социального партнерства и профессиональных квалификаций Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства в своем выступлении обозначила основные проблемы сферы ЖКХ, среди которых нарастающий дефицит профессионалов отрасли из-за мизерных зарплат, низкий уровень профессиональных квалификаций работников, причиной чего является слабое участие отрасли в развитии национальной системы квалификаций и другие проблемы, которые можно начать решать с помощью внедрения в отраслевую систему конституционной нормы социального партнерства. Эксперт отметила, что в настоящее время федеральный орган исполнительной власти, занимающийся нормативно-правовым регулированием не только строительства, но и ЖКХ, участвует в системе социального партнерства только в части строительной отрасли, являясь третьей стороной Отраслевого соглашения в строительстве и производстве строительных материалов на 2020-2023 годы. Несмотря на ряд обращений отраслевых социальных партнеров в Минстрой России с предложениями о подписании Соглашения о развитии системы социального партнерства и его принципов при регулирования социально-трудовых и экономических отношений в сфере ЖКХ, он не воспринимает данную тему. «Сейчас в ряде регионов Российской Федерации усилился негативный для работодателей «тренд», когда работники организаций подают коллективные иски в суд с претензией о выплате заработной платы в соответствии с Федеральным отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ(ФОТС), но органы регулирования зачастую допускают в регулируемых тарифах уровень зарплаты ниже ФОТС. Проект тарифного закона, разработанный ФАС России, предполагает обязательный учет отраслевых тарифных соглашений на отраслевом уровне социального партнерства, но сейчас в законодательстве о тарифном регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения и обращения с ТКО имеются нормы, которые дают возможность органам регулирования не применять соглашения и по этой причине существует острая необходимость изменений в действующее тарифное законодательство». Эксперт внесла предложение разработать Концепцию развития системы социального партнерства, профессиональной системы квалификаций и сохранения кадрового потенциала в жилищной и коммунальной сфере как базовый документ для решения ряда имеющихся острых отраслевых проблем.

Евдокимова Юлия Вячеславовна, заведующая Отделом социально-трудовых отношений Общероссийского отраслевого Профсоюза работников жизнеобеспечения сообщила присутствующим, что Профсоюз жизнеобеспечения полностью поддерживает рассмотрение вопроса развития социального партнерства на заседании комитета ТПП РФ, при этом тема взаимодействия работников с работодателями и с заинтересованными органами государственной власти и местного самоуправления имеет ряд проблем, с которыми сталкивается Профсоюз жизнеобеспечения в процессе реализации и развития социального партнерства. Первым серьезным препятствием в его развитии эксперт назвала несовершенство законодательства и нормативно-правового регулирования. «Несмотря на то, что теперь обеспечение и развитие социального партнерства стали конституционными нормами, до сих пор они не нашли отражение в ряде законов, подзаконных актов и документов, носящих более прикладной характер. Так, например, до сих пор в положениях ФОИВов (Минстрой России, Минэнерго России, Минприроды России, ФАС России) не закреплены соответствующие полномочия, хотя мы неоднократно давали такие предложения, в том числе на площадке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Это упущение позволяет органам исполнительной власти дистанцироваться от полноценного участия в его развитии, уклоняться от подписания отраслевых соглашений, не принимать участие в содействии по их реализации, подготавливать и утверждать отраслевые НПА без согласования со сторонами соцпартнерства». Также среди имеющихся проблем реализации и развития социального партнерства Евдокимова Ю.В. назвала отсутствие полноценной структуры представительства работодателей, что не позволяет выстроить действенную и функциональную отраслевую систему социального партнерства для решения широкого круга отраслевых проблем и создает препятствия по реализации положений федеральных отраслевых соглашений и ряд других.

Нефедов Владимир Александрович, Исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК), член Экспертного совета по вопросам ЖКХ при ФАС России отметил, что ФОТС – это тот источник, который позволяет обеспечить финансирование расходов всех организаций ЖКХ, и ресурсоснабжающих, и управляющих организаций, и внес предложения по внесению изменений в действующие документы ценообразования сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с отходами, электроснабжения, газоснабжения и в Жилищный кодекс.

Блок предложений ОООР ЖКК в части совершенствования системы ценообразования на жилищные услуги и коммунальные услуги (ресурсы) размещен на странице портала объединения.

Кочегаров Анатолий Дмитриевич, Президент ОООР ЖКК, рассказал собравшимся, что Общероссийское объединение работодателей сферы жизнеобеспечения в целях развития социального партнерства разработало механизмы вовлечения в данные процессы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ОООР ЖКК подготовлен проект обращения к высшим должностным лицам субъектов РФ и региональная модель ОССП, которая размещена на сайте объединения в открытом доступе.  

Хмельников Борис Вадимович, заместитель председателя Комитета, генеральный директор ЗАО «Центр муниципальной экономики» в своем выступлении заострил внимание присутствующих на важности нормирования труда как одной из составляющих системы социального партнерства и отметил необходимость квалифицированной и профессиональной подготовки отраслевых норм труда федеральными органами исполнительной власти, что создаст возможность для создания эффективных систем оплаты труда и даст возможность определить реальную потребность в кадрах в жилищно-коммунальной сфере.

Лещенко Олеся Алексеевна, директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ отметила, что Минстрой не намерен самоустраняться от развития социального партнерства и поэтому в Стратегии развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года эта норма будет заложена, при этом весь вопрос в реализуемости экспертных предложений, ведь роста тарифов выше предельных индексов никакого не будет по причине того, что это связано с платежом граждан. «Продекларировать можно все, что угодно, но нужно, чтобы любые наши инициативы можно было еще и применить без участия суда и Минстроя России».

Блюм Михаил Александрович, начальник отдела развития социального партнерства Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты РФ сообщил присутствующим, что в настоящее время Минтрудом России получено порядка 800 мотивированных отказов от Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ, и Минтруд готов провести консультации с работодателями. Также Михаил Александрович дал информацию о том, что РТК в настоящее разрабатываются критерии мотивированности отказа от отраслевых соглашений.

Лазаренко Анатолий Константинович, Председатель Правления Союза «Региональное объединение работодателей Тюменской области» предложил для развития отраслевой системы социального партнерства применять системный подход, с помощью которого возможно построить полноформатную систему дружественных оппонентов – работодателей, работников и органов власти и органов местного самоуправления. «В стране отсутствует нормативное определение что такое «отрасль», границы размыты, поэтому даже вид экономической деятельности называет себя отраслью. В таком случае хочется самим принимать решения или быть приближенным к центрам принятия решений. Однако Минстрой России пытается дистанцироваться от всех этих объединений. При таком раскладе очень сложно выстроить эффективную систему управления. Опять это слово – СИСТЕМА,

Погружённые в практику строительства системы социального партнёрства мы поняли, что проблемы носят многофакторный и многоаспектный характер, но в основе лежит непонимание сущности социального партнёрства. Основным принципом, которым все руководствуются, является добровольность, но соглашения, подписанные сторонами, являются обязательными. Таким образом, добровольность конкурирует с обязательностью и проигрывает. Проблемы развития социального партнёрства существуют на всех уровнях. Мы благодарны ТПП РФ, что обратили внимание на социальное партнёрство.

Предлагаем глубже вникнуть в их суть и ходатайствовать перед законодателями о внесении изменений в трудовое законодательство по созданию полноформатной системы социального партнёрства, единой системы объединений работодателей, единой методологии организации практической деятельности, включающие субординационно-координационную модель управления с чёткой иерархией».

Вопросы систематизации функционирования отраслевого социального партнерства также освещались на заседании и нашли принципиальную поддержку у профессионального сообщества.

На заседании в поддержку развития социального партнерства в сфере ЖКХ и по другим вопросам, обсуждавшимся на Комитете, выступили Чернышов Леонид Николаевич, директор Института сити-менеджмента НИУ ВШЭ, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ, профессор, д.э.н.; Киракосян Сусана Арсеновна, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, к.ю.н.; Толмачев Александр Васильевич, заместитель Председателя Союза Юристов Москвы, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства; Петренко Григорий Васильевич, генеральный директор ОАО «Коммунэнерго», г. Киров; Блех Евгений Михайлович, профессор РАНХиГС, доктор экономических наук; Кутдузов Рауф Нурмухаметович, председатель правления Союза предпринимателей-работодателей Удмуртской Республики и другие эксперты.

Кроме темы социального партнерства на заседании Комитета были рассмотрены предложения Союза предпринимателей-работодателей Удмуртской Республики об освобождении от уплаты НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и о проекте закона, расширяющего список организаций, не подлежащих банкротству.

По итогам заседания Комитета ТПП РФ принято решение инициировать внесение дополнений по обеспечению принципов социального партнерства в Стратегию развития строительства и ЖКХ на период до 2030 года, в том числе по оплате и нормированию труда и системе профессиональных квалификаций, а также об инициировании обращения Президента ТПП РФ Сергея Николаевича Катырина к первому заместителю Председателя Правительства Белоусову Андрею Рэмовичу с просьбой дать поручение Федеральной антимонопольной службе рассмотреть предлагаемые профессиональным сообществом сферы ЖКХ проекты нормативных правовых актов и предложения в проект Федерального закона «О государственном регулировании цен (тарифов)»; к заместителю Председателя Правительства Хуснуллину Марату Шакирзяновичу с просьбой дать поручение Минстрою России рассмотреть предлагаемый профессиональным сообществом проект Федерального закона по внесению соответствующих изменений в Жилищный кодекс и к заместителю Председателя Правительства Голиковой Татьяне Алексеевне с просьбой дать поручение Минстрою России (в части сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, управления многоквартирным жилищным фондом), Минприроды России (в части сферы обращения с твердыми коммунальными отходами) и Минэнерго России (в части сферы коммунального электроснабжения) рассмотреть и подписать предлагаемые отраслевыми социальными партнерами соглашения по развитию ОССП.

Более подробно информация о заседании Комитета ТПП будет опубликована в 10 номере журнала «ЖКХэксперт: экономика и право».

Обсудить в Telegram

Комментарии:

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...