Водомеры краткосрочной службы

Водомеры краткосрочной службы

После выхода статьи «Управы не услышали Собянина» (№1000 от 19.02.2013 г.) и огромного резонанса, который вызвала публикация, «МН» решил вернуться к теме регулярной поверки водосчетчиков.

Поводом к написанию февральской статьи послужило постановление московского правительства №831 от 26.12.2012 г., которое внесло изменения в постановление №77 от 10.02.2004 г. В декабрьском документе, подписанном Сергеем Собяниным (п. 1.2), пункт 3.1 постановления №77 признан утратившим силу. Вроде ничего особенного - подумаешь, исчез какой-то пункт. Однако все не так просто: п. 3.1 в 77-ПП называется так: «Порядок организации учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета (приложение 1)». Приложение №1 содержало п. 7.9, согласно которому «межповерочный интервал... составляет для приборов учета холодной воды не менее 5 лет, для приборов учета горячей воды - не менее 4 лет». На многих сайтах компаний, занимающихся установкой и поверкой водомеров, ссылка на п. 7.9 до сих пор мозолит глаза потребителям, хотя три месяца назад канула в небытие вместе с приложением №1.

Нам бы хотелось поставить на этом точку, но, оказалось, история с межповерочными интервалами (МПИ) имеет немало «темных пятен». О них нам и хотелось бы рассказать.

ЗА И ПРОТИВ

На тему регулярной поверки приборов учета воды есть две точки зрения: квартирные водосчетчики нужно обязательно поверять; квартирные водосчетчики поверять не нужно вообще. Оба этих мнения так или иначе связаны с финансовым интересом сторон. Для владельца водомеров поверка - это дополнительные затраты на малопонятную процедуру. Для предприятий, проводящих поверку, выгоден максимальный объем поверочных работ.

Поверка любого прибора измерения необходима: хочется нам того или нет, но со временем детали счетчика изнашиваются и он может давать неточные показания как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. На глаз определить погрешность нереально, поэтому точные диагнозы ставят метрологи после экспертизы. Вопрос в другом: откуда взялись межповерочные интервалы именно те, что записаны в паспортах на приборы? Не 3, не 7, не 15, а именно 4 и 6 лет?

На интернет-страницах ряда компаний доверчивый потребитель может прочитать: «Счетчики воды подлежат обязательной поверке каждые четыре года - это закон». Весьма безапелляционные заявления, учитывая, что ни в одном законодательном акте РФ не сказано о конкретных сроках МПИ для водомеров, но на законопослушного гражданина такие категоричные заявления производят тот же эффект, что удав на кролика.

 «УБИТЫЕ» ВОДОЙ?

Попытки выяснить, когда для водосчетчиков в России были установлены МПИ в 4/6 лет (в некоторых регионах 4/5 лет) и почему именно такие, не увенчались успехом. Мы звонили в Росстандарт, во ВНИИ метрологической службы, во ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева и слышали примерно одно и то же: «Когда появились МПИ в 4 или 6 лет, не помним. Сроки для средств измерений устанавливаются решением Росстандарта об утверждении типа измерений по результатам проведенных в установленном порядке испытаний, которые дают возможность оценить износ счетчиков воды и их надежность в определенных условиях эксплуатации. Интервалы между поверками устанавливаются из опыта практической деятельности для приборов учета воды».

- Некоторые производители заявляют, что их водосчетчики могут служить 8, а то и 15 лет и в течение этого времени поверка прибору не потребуется, - сказали нам в Росстандарте. - Испытания, давшие такие результаты, проводятся на заводе по нормативной документации для измерения объема питьевой воды, соответствующей ГОСТу. На практике приборы используются для измерения водопроводной воды, текущей по изношенным трубам. Вода с механическими и химическими примесями, имеющимися в воде, не улучшает работу приборов.

Напомнили нам и о системах домового водоснабжения, в которых, как правило, отсутствуют устройства регулирования давления, из-за чего в ночное время при отсутствии водоразбора водосчетчик подвергается повышенному давлению, а утром и вечером оно падает. Такое циклическое воздействие также ведет к ускоренному износу приборов. Заставить коммунальщиков работать лучше не в компетенции метрологов, и они, учитывая возможные химические и физические влияния на водомер, перестраховываются и указывают небольшие МПИ.

Выходит, дело не столько в счетчиках, какими бы качественными и надежными они ни были, сколько в качестве воды и скачущем давлении? Почему мы-то должны каждые 4 и 6 лет платить за ржавые и изношенные трубы и за бездействие коммунальщиков? Виноваты одни, а за их просчеты расплачиваются другие.

Мы позвонили на одно из предприятий, выпускающих известную марку водосчетчиков, и главный инженер подтвердил: «Если бы вода соответствовала СанПиНу и ГОСТу, наши счетчики могли бы служить без сбоев лет 12».

ДЕШЕВО И СЕРДИТО

В беседе с экспертом Росстандарта неожиданно всплыл еще один нюанс. Оказывается, после испытаний в России на утверждение типа прибора (их проходят все водосчетчики - и российские, и импортные) МПИ больше 4 лет для ГВС и 6 лет для ХВС ни один производитель получить не сможет. «Потому что если кому-то утвердить интервал больше, какому-то производителю будут предоставлены более выгодные условия для реализации продукции, чем остальным». Странная логика. Разве не в конкурентной борьбе рождается лучший продукт? В разговоре с корреспондентом «МН» юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов вспомнил о водосчетчике «Б» (преднамеренно не указываем его название): «Межповерочный интервал у него, как у всех, однако уже через год прибор начинает либо течь, либо выдавать такие показания, что люди за голову хватаются. Какие испытания проводили метрологи, чтобы дать этому водомеру срок предполагаемого износа 4 года, когда он и два-то с трудом выдерживает? Прибор до сих пор на рынке».

Ответ, скорее всего, лежит на поверхности. Ряд изготовителей выпускают хорошо подготовленную опытную партию счетчиков, проводят испытания, получают сертификат и лицензию на право производства, а при серийном выпуске используют дешевое сырье для снижения отпускных цен. Это не единственная уловка, которая часто оборачивается для потребителя дополнительной тратой денег в связи с «преждевременной кончиной» водомеров. Например, в продаже можно встретить контрафактные водосчетчики с маркировкой известных мировых производителей по цене, в разы отличающейся от стоимости легальной продукции. В Сети есть предложения об организации за рубежом производства приборов «под заказ» с логотипом заказчика или логотипами третьих фирм. При таком раскладе метрологи признают непригодными для эксплуатации до 40-60% сданных на поверку водосчетчиков. Но коли государство не в состоянии навести порядок на рынке приборов учета воды, почему за эти промахи расплачиваемся мы с вами, раскошеливаясь на новые приборы взамен неестественно быстро пришедших в негодность?

ЧЕСТНО – НЕВЫГОДНО

Пункт 34 постановления Правительства РФ №354 от 6.05.2011 г. гласит: потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя общедомовых, индивидуальных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. В переводе с бюрократического на русский это означает, что, если МПИ указаны в паспорте на прибор, поверку пройти придется. В противном случае воду будут считать по нормативам (п. 59 № 354-ПП).

Убежденные в том, что указанные в паспортах МПИ надуманны, некоторые граждане идут на принцип - поверку не проводят, а нормативные данные, вписанные в платежку, игнорируют, оплачивая только набежавшие по счетчику кубометры воды. Но такие примеры - исключение из правил. Основная часть населения нехотя, но послушно платит за поверку счетчиков, при этом не понимая, из чего складывается гигантская стоимость проводимых работ. Один наш читатель сообщил, что «отдал 1900 руб. за то, что к нему пришел «метролог», посмотрел пломбы на двух счетчиках и поставил в их паспорт печати о том, что поверка проведена». Таких случаев масса.

Можно все делать по-честному - обратиться в ФГУ «Ростест-Москва». Надо снять водомер (слесарь дядя Вася сделает это за 150-200 руб.), отвезти прибор метрологам, заплатить за поверку 413 руб., через три часа забрать водомер, вызвать дядю Васю и за 150-200 руб. поставить счетчик на место. На дому ростестовская поверка счетчика воды обойдется в 826 руб. Если окажется, что прибор врет, вы получите заключение о его непригодности и отправитесь покупать новый.

Коммерческие компании заманивают клиентов, предлагая за 600-1500 руб. заменить счетчик, требующий очередной поверки, на новый или на счетчик из поверенного фонда.

Фланцевый регулирующий проходной клапанDorot.

Мы выяснили у иностранцев, как у них обстоят дела с регулярными поверками. Англичан вопрос поставил в тупик - там водосчетчики работают десятками лет без поверок. В Польше цена на поверку 10 злотых (100 руб.), в Италии пришедший в негодность счетчик меняет обслуживающая компания, а стоимость работ включает в счета.

...Питерский метролог, рассуждая на тему МПИ для водосчетчиков, не исключил, что «опыт России через несколько лет возьмут на вооружение многие европейские страны и даже, возможно, Англия». А может, нам поучиться у туманного Альбиона и для начала провести мероприятия по улучшению качества водопроводной воды и навести порядок на рынке водосчетчиков? Хотя о чем это я? Заставить россиян платить за регулярную поверку куда проще.

Источник информации:
Мир новостей
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Ольга
16 апреля 2013 г., 11:38
Рейтинг: 817
Сообщений: 169
Нравится: 7
Нe нравится: 1

Замечательная статья: актуально и правдиво! Только как исправить сложившуюся ситуацию - вопрос долгий и труднорешаемый. Опять люди будут платить за все и всех, к сожалению

Николай
16 апреля 2013 г., 12:38
Рейтинг: 0
Сообщений: 0
Нравится: 5
Нe нравится: 7

У меня стоят приборы учета на воду и электричество.
Приборы учета на воду даже менять не буду, не то что поверять. Переведут на норматив и ладно.
А по ПУ по э/э - также норматив.
Понятно, что при этом возрастают платежи за ОДУ, но я готов заплатить чуть больше за роскошь не дербанить системы коммуникаций в квартире.

Самое удивительное при этом, что на нормативе выйдет еще и дешевле ...

сергей
19 февраля 2015 г., 22:35
Рейтинг: 0
Сообщений: 0
Нравится: 1
Нe нравится: 0

Итак новый водомер 400-500 руб за штуку, а их четыре.4- 6 лет отработал
неси или вызывай поверку.Поверка 400 руб. за штуку.А далее еще не факт что все водомеры пройдут поверку.А если все не прошли?Тогда считаем:4*400+4*400(новые водомеры).В итоге получается следующий расклад.Вариант№1-вместо поверки покупаем и ставим новые водомеры
(4*400) на 4-6 лет.Вариант №2 покупаем новые водомеры межповерочным интервалом10-12 лет.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...